Здравствуй, Гнат (СССР, 1962)
При строительстве нефтепровода обнаружена невзорвавшаяся донная мина. Водолаз Гнат Марченко (Анатолий Соловьёв) принимает решение: поднять мину до прихода военных специалистов. В самый разгар работы оползень обрушил на водолаза сотни тонн грунта. Помощь прибудет только к утру. Выдержит ли Гнат? Он вспоминает военные годы. Тогда матрос Марченко получил необычное задание: доставить секретный приказ так, чтобы он попал в руки фашистов и чтобы у них не возникло подозрения о его подлинности. Гнат попадает в фашистский застенок, где узники считают его предателем... К водолазу помощь подоспела вовремя - Гнат спасён. На строительство приезжает чех Марек, который во время войны вместе с Гнатом находился в плену у фашистов
Фильм "Здравствуй, Гнат" (1962) смотреть онлайн бесплатно:
Альтернативный источник фильма "Здравствуй, Гнат" (1962):
'Лягу на дно, как подводная лодка...'
Любой фильм 'базируется' на 'трёх китах': режиссура, сценарий, актёрская игра. Не во всех фильмах они являют собой 'триединство', чаще случается некоторый перекос в ту или другую сторону. Это совсем нестрашно и не портит картины, если у неё имеется смысловой и духовный стержень. При всех возможных недостатках, такой стержень у картины 'Здравствуй, Гнат' имеется - это ощущение взаимовыручки, о каком бы историческом периоде не шла речь. Основная фабула картины - строительство нефтепровода 'Дружба', закончившееся в 1960 году. Значит, актёрам в фильме 35-40 лет, что полностью соответствует типажам. Всё это, так сказать, формальная, внешняя сторона, которая тоже зачастую не играет в фильме никакой роли, а вот что играет - так это актёрское воплощение созданных сценаристом персонажей.
Вадим Михайлович Кожевников - советский писатель и журналист, военный корреспондент - известен зрителю, прежде всего по роману 'Щит и меч' (1965), однако наиболее успешной считают его фронтовую прозу, написанную в годы войны ('Родные берега' (1943)). В фильме 'Здравствуй, Гнат' нашли отражение морские мотивы и послевоенная проза, слившиеся в одну напряжённую историю о долге, о любви, о преданности своему делу. Для Виктора Илларионовича Ивченко это была седьмая картина. 7 - счастливое число, вот только предыдущая его работа 'Иванна', снятая в рамках Хрущёвской антирелигиозной кампании, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы, принесла её создателю не только Вторую премию на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году в Киеве, став одной из самых кассовых (за первый год проката в СССР ленту посмотрело 30,2 млн. зрителей), стала настоящим 'камнем преткновения'.
Фильм имел яркую антирелигиозную направленность, вследствие чего был предан анафеме Папой Римским Иоанном XXIII. Проклятие сработало или что-то иное, однако многие из работавших в той картине в короткий срок ушли из жизни, а 21-летняя Инна Бурдученко сильно обгорела на съёмках следующего фильма ('Цветок на камне' (1960)). С инфарктом слёг и сам Ивченко. Но, видимо, высшие силы пощадили его, отпустив ещё 12 лет жизни. На съёмках картины 'Здравствуй, Гнат' Виктор Ивченко познакомился с Нинель Константиновной Мышковой. Эта встреча стала знаковой для обоих. В своих последующих шести фильмах Виктор Илларионович на главные роли приглашал только Нинель Константиновну. Они проживут в счастливом браке всего 6 лет, а потом очередной инфаркт навсегда остановит творческие поиски и душевные терзания Виктора Ивченка.
Все эти детали, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к фильму 'Здравствуй, Гнат', но это лишь на первый взгляд. Фильмы снимают живые люди и для живых людей. Мотивация поступков героев, их эмоциональные взлёты и падения напрямую зависят от душевной гармонии. Быть может именно поэтому, Нинель Константиновна буквально светится, играя жену Гната - Марию. Быть может именно поэтому, в её глазах стоят слёзы, когда она разговаривает с любимым, которого может лишиться в любой миг. Быть может именно поэтому у картины такой жизнеутверждающий финал - ведь всем нам так хочется семейного счастья...
'От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые, все мы вместе - это мы, тот народ, Россия. И поскольку это мы, то скажу вам, братцы, нам из этой кутерьмы некуда податься. Тут не скажешь: я - не я, ничего не знаю, не докажешь, что твоя нынче хата с краю. Не велик тебе расчёт думать в одиночку. Бомба - дура. Попадёт сдуру прямо в точку'. ('Василий Тёркин' Александр Твардовский)