Я родом из детства (СССР, 1966) — Смотреть фильм
"Я родом из детства" (1966) - фильм о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. По результатам опроса зрителей белорусскими кинокритиками – фильм признан лучшим за всю историю белорусского кинематографа.
1944 год. Детство детей Великой Отечественной войны было разным и удивительно похожим. Им пришлось не только пережить войну, но и разделить между собой испытания, выпавшие на их долю. В небольшом белорусском городе жили Игорь и Женька, которые с нетерпением ждали окончания войны. Всем очень хотелось, чтобы их родственники вернулись с войны живыми. Дети учатся в школе, а в свободное время собирают на развалинах домов гильзы и осколки бомб. Стране нужен металл для восстановления разрушенного хозяйства на бывших оккупированных территориях.
Фильм "Я родом из детства" (1966) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Смотреть фильм "Я родом из детства" (1966) смотреть онлайн бесплатно:
«Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты…»
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
Геннадий ШпаликовСерый осенний день, жгут листья. Аллея парка, в конце которой возвышается монумент в память о пропавших без вести советских воинах, неуловимо напоминающий издали колокольню с крестом. Мерно качающиеся под музыку из песни «Братские могилы» пустые качели – символ первых лет жизни миллионов советских детей, разделивших со своими матерями и всем народом тяготы военной поры. Так начинается «Я родом из детства», первый фильм, снятый после окончания режиссерского факультета ВГИКа в 1966 году режиссером Виктором Туровым по сценарию Геннадия Шпаликова, талантливого поэта, сценариста и режиссера, трагически не сумевшего достичь соразмерных своему дару высот.
В 2013 году, казалось, только ленивый не читал его стихотворение «По несчастью или к счастью, истина проста...», затертое до дыр Первым каналом во время пиара сериала «Оттепель» - очень уж ярким представителем поколения шестидесятников был автор его строк. В нем Шпаликов парой фраз рассказал о своем детстве, которое, несмотря на собственный завет «никогда не возвращаться в прежние места», он воскресил в сценарии к фильму «Я родом из детства». Причем в картине, действие которой происходит в приграничном белорусском городке весной сорок пятого года, на удивление гармонично переплелись биографии и режиссера, и сценариста.
Чудом выживший в концлагере Туров, куда он был угнан вместе с матерью, и Шпаликов, в последние дни войны потерявший отца, воевавшего в Польше, несмотря на все пережитые ужасы военного времени, смогли снять пронзительно грустное, но одновременно светлое кино, главными героями которого являются дети, которые заглянули в глаза смерти, но сумели выжить. Смерть стала для них обыденностью, их отцы больше никогда не вернутся домой, их дома и города разрушены, но они верят, что впереди их ждет долгая счастливая жизнь.
Сценариям Шпаликова свойственно отсутствие четкой единой линии. Справедливо это и для картины «Я родом из детства». Жизнь друзей Игоря и Женьки показана лишь немногим подробнее, чем судьбы их одноклассников и других жителей городка, чьи истории создателям фильма удается мастерски передать в коротких эпизодах. Это и руководитель школьного хора в увешанной медалями гимнастерке, комиссованный домой после потери руки; и потерявший на фронте зрение молодой солдат, мечтающий обрести любовь; и пытающийся покончить собой офицер, узнавший о том, что все его родные погибли. Лишь немногим выделяется по продолжительности история Женькиной семьи, прожившей всю войну с надеждой на возвращение отца и узнавшей о его гибели уже после Дня Победы.
Для создателей картины интересна не столько история, сколько проживающие и творящие ее люди, которые, несмотря на советскую доктрину, выглядят в фильме отнюдь не винтиками в механизме системы. И этот личностно-ориентированный подход также является типичным для сценариев Шпаликова, взявшего за образец творения французской новой волны и итальянского неореализма. Недаром в фильме столько крупных планов лиц актеров: достаточно вспомнить гамму переживаний героини Нины Ургант, которые отражаются на ее лице, когда она понимает, что муж, вернувшийся на один день под конец войны, должен снова уезжать на фронт; или сцену на уроке немецкого, когда Игорь, у которого война отняла половину семьи, отказывается изучать язык врага. По этой же причине во время сцены казни нацистов камера направлена не на них, а на лицо находящегося среди зрителей мальчишки, чью семью они уничтожили.
Режиссер умело сочетает в картине документальные и художественные съемки, используя архивные кадры в эпизодах народного ликования в День Победы или при возложении цветов к братским могилам под исполненную Марком Бернесом песню Владимира Высоцкого. Владимир Семенович и сам появляется в кадре. Более того, роль вернувшегося с войны соседа главного героя стала первой крупной киноролью артиста. Знакомый с его творчеством Туров не только позвал его в картину, но использовал в фильме несколько его песен. И хотя самому актеру доверили исполнить лишь «Звезды», но именно с «Я родом из детства» песни Высоцкого начали звучать с большого экрана. «Высота», «В холода» и уже упомянутые «Братские могилы» наряду с «Синим платочком» и спетыми детским хором песнями «Враги сожгли родную хату» и «Широка страна моя родная» трогают за душу не меньше, чем происходящее на экране.
По опросу белорусских критиков «Я родом из детства» был признан лучшей картиной за всю историю кинематографа Белоруссии, а оператор Александр Княжинский называл его в числе своих лучших работ. И пусть он не относится к числу фильмов, входящих в обязательную программу эфира федеральных каналов в День Победы, он всегда останется чем-то очень родным и личным для тех, кто успел застать страшные военные годы и для всех тех, кто не хочет о них забывать.