Высокий перевал (СССР, 1981) — Смотреть фильм
В основе фильма "Высокий перевал" (1981) лежит трагическая история прикарпатской семьи Пэтрын. Мать Ярослава (Наталья Наум) — коммунистка, а муж, сын и дочь выступают на стороне ОУН-УПА. Но ненависть и вражду между своим родным сыном Юрком (Тарас Денисенко) и усыновленным русским мальчиком, Алёшей, Ярослава преодолела, выстрадав их примирение всей своей жизнью..
Фильм "Высокий перевал" (1981) смотреть онлайн бесплатно на русском языке:
Смотреть фильм "Высокий перевал" (1981) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Без малого сорок лет назад на экраны нашей страны вышел отлично поставленный фильм «Высокий перевал». Он и сейчас смотрится с интересом благодаря мастерской игре именитых украинских актеров и талантливой режиссуре, интригующему зрителя сюжету и напряженному динамичному повествованию. Хотя мне довелось видеть ленту не на широком экране (что нагляднее и более зрелищно), а только по телевидению, кинофильм все же оставил глубокое впечатление.
С детства хорошо помню, как советская пропаганда периодически возобновляла кампанию разоблачения бандеровского движения, безапелляционно приравнивая его к разновидности фашизма. По телевидению выходили посвященные этой теме передачи, было поставлено несколько (правда, сравнительно немногочисленных) документальных и художественных фильмов. Советская литература тоже откликнулась рядом произведений разного жанра и разной степени достоверности и убедительности. И только в зрелом возрасте, научившись аналитически мыслить и всесторонне анализировать противоречивую информацию, мне удалось по – своему взглянуть на эту так до конца и не нашедшую общего знаменателя историческую проблему Украины. Не последнюю роль в этом сыграло постоянное общение с моим дальним родственником, участвовавшем в освобождении западных территорий в 1939, а затем, после финской и отечественной, в 1946 – 49 годах продолжившим свою военную биографию замполитом особого отряда по борьбе с бандитизмом в Западной Украине. К его интересным и живописующим рассказам (как – никак, а до пенсии - ответственный секретарь одной из центральных газет украинских железнодорожников) прибавились воспоминания однокурсника моей матери, закончившего после войны учительский институт и направленного на работу в одну из провинциальных школ Волыни.Увы, запад и восток Украины – не одно и то же. Даже сейчас, спустя четверть века после развала СССР, левобережные восточные области и бывшая российская Новороссия преимущественно предпочитают русскоязычие, культурно тяготея к России. Западная же Украина всегда отличалась своим, особенным менталитетом: традиционно – преимущественное общение на украинском языке (а нередко кое – где и на лемском), особенности быта и межличностные отношения, резко выраженная частнособственническая замкнутость и, ко всему этому, непоколебимое национальное самомнение. Понять последнее можно (хотя осмыслить – не значит разделять убеждения), если учесть, что этому народу пришлось отстаивать свою самобытность - то против варваров Золотой Орды, то противостоять нашествию куда более цивилизованных захватчиков с запада. И сохранять свою культуру и язык западные украинцы были вынуждены, находясь под властью или австро – венгров, либо под засильем поляков. Уже в разгар Первой мировой, во время боев за Прикарпатье, понимающий это П.Н. Дурново незадолго до своей смерти предупреждал государя – императора: «Коли влезли в войну с двумя империями – воевать придется всерьез и на нашей земле и на их территориях. Австрияков побить на галицийских полях доведется обязательно. Галицию же к Российской империи присоединять – не следует. Не наш это народ, а, значит, и не наши земли, хлопотно будет с ними. России предостаточно недовольства поляков, национальных капризов чухонцев – эстов и финнов, головной боли от разбоев кавказских абреков и дикарства азиатов Туркестана».
Досадно сознавать, но Советская власть, присоединив Западную Украину и Белоруссию, наделала массу роковых ошибок, которые и привели к скрытому и открытому недовольству населения этих областей, вылившемуся, в конце концов, в сотрудничество с немецкими захватчиками и вооруженное противостояние Советам с 1944 года вплоть до конца пятидесятых. Это и принудительная коллективизация (против чего, как ни странно, перед Политбюро возражал Л. Берия) и непопулярная русификация (во Львове, по приходе Красной Армии, были бесцеремонно сняты все вывески на украинском языке, появившиеся поначалу взамен польских) и, главное, преследования и репрессии. Последние затронули как простолюдинов, далеких от политики, так и организации польской и западноукраинской компартий.В одном из выпусков «Die deutsche wochenschau» 1941 года немецкая кинохроника показала удручающие сцены выноса трупов и изуродованных человеческих тел из подвалов львовского НКВД, уничтожившего арестованных перед оставлением города в самом начале войны. Не удивительно, что приветствовавшая РККА в 39 – м Западная Украина, освободителей от фашистов 44-го «чествовала» неприязненными взглядами, нередко выстрелами в спину, а затем и организованным сопротивлением.
«Высокий перевал» через судьбы простых людей - героев фильма – проникновенно показал драму народа Западной Украины, оказавшегося разобщенным по разные стороны противостояния. Людей, по - разному уверенных в своей правоте и по – разному отстаивающих эту правоту: героиня Натальи Наум искренним убедительным словом, бандеровцы – удавками, гуцульскими топориками и пулями («Наша власть должна быть страшной»). Символична гибель Ярославы Петрин, пытавшейся остановить уход своего сына и мужа вместе с активистами УПА за кордон через Чехословакию (пробираться на запад бандеровцам сквозь Польшу и Восточную Германию было равносильно смерти). Это, пожалуй, и есть тот высокий перевал, которого достигла и на котором закончилась жизнь «советки», сумевшей заронить в односельчанах веру в лучшую жизнь на Советской Украине. К этому времени бандеровское вооруженное сопротивление потеряло необходимую зарубежную поддержку благодаря согласованным действиям СССР и ПНР, надежно заблокировавшим снабжение из – за рубежа. Да и уставшее от затяжной партизанской войны население «Гуцулии» заметно неохотнее поддерживало борцов за ставшую призрачной идею независимой Украины, которые все больше приобретали облик обычных уголовных преступников.
Пока ни один из фильмов не рассказал о чехословацкой эпопее этих беглецов в Западную Германию. Из которых на запад прорвались немногие – чешская армия, проведя войсковую операцию, уничтожила большинство нарушителей границы, заставив часть уцелевших повернуть назад, к «родным» схронам и, естественно, под пули отрядов МГБ и пограничников. Вместе с ставшимися они продолжили безнадежную борьбу, продлившуюся еще десятилетие…
На современной (теперь уже независимой благодаря развалу СССР) Украине, совершенно иначе трактующей прошедшую историю, «Высокий перевал» предан забвению и запрещен к показу. Впрочем, здесь такая же участь постигла и другие произведения советской кинематографии этой тематики. Сейчас на «незалежной» в чести другие герои – националисты, наделенные чертами кристально честных идейных людей, незапятнанные невинной кровью, беззаветно и бескорыстно служащие идее независимой Украины и ее народу. Небезуспешно и целенаправленно создается культ Степана Бандеры и его соратников, возведенных в ранг мучеников «тоталитарного советского режима». И это - для современных поколений России, и Украины уже новый, все заметнее непреодолимый и более высокий перевал, уверенно разобщающий, братские и, по сути, единокровные народы.
Что за удод писал аннотацию .