Утомленные солнцем (Россия, Франция, 1994)
«Утомленные солнцем» — российско-французский фильм 1994 года режиссёра Никиты Михалкова.
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть - известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.
Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится - и не повторится уже никогда.
Смотреть фильм "Утомленные солнцем" (1994) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Фильм "Утомленные солнцем" (1994) смотреть онлайн бесплатно:
Один день. Последний летний день..
Никита Сергеевич Михалков - личность очень противоречивая. откровенно говоря, как человек он мне несимпатичен. Но творчество и его творец для меня разные вещи и если Михалков-человек мне не нравится, то Михалков-режиссёр мною горячо любим. А 'Утомленные солнцем' - та картина, которой ему стоило завершить свой творческий путь. Почему? Сейчас расскажу.
Очень тихая, камерная драма об одном дне комдива Котова и его семьи. Солнечный летний день. Котов отдыхает на даче. Такая обманчиво-уютная атмосфера. Поначалу кажется, что в фильме есть лишние, непонятно зачем вставленные детали и эпизоды. Ну, что это за шумные учения в самом начале? Что за комичный шофёр, который весь фильм ищет какую-то деревню? Зачем это? А вот, собственно, и начинается сюжет. Старый знакомый жены Котова - Митя внезапно приходит в гости. И начинается психологическая драма/мелодрама. Маруся Котова, Митя и сам Котов - запутанный треугольник. Разговоры, воспоминания, диалоги про жизнь. Действия в картине практически нет, какое-то монотонное погружение в эпоху, 'Неоконченная пьеса' времён 'культа личности'. Лишь малозаметные штрихи, едва уловимые, как дыхание ветра, намёки говорят: что-то будет. Какое-то напряжение в воздухе витает. Но Михалков продолжает рисовать светлую, нежную картину, чтобы в самом финале выстрелили все 'чеховские' ружья разом! Чтобы идиллия рассыпалась, разбиралась вдребезги! И ты даже не поймёшь, не успеешь ничего толком сообразить, как сонная мелодрама обернётся трагедией. И Котов, что так лихо 'разворачивал' громогласные учения в начале фильма окажется бессилен. И комический герой Авангарда Леонтьева вовсе не ради смеха нужен. И сама история развернётся, будто танк и расплющит, раздавит зрителей. Только тогда ты поймёшь, что всё здесь гармонично. Фильм идеален с точки зрения драматургии. Ничего лишнего в нём нет. Каждый эпизод, каждый персонаж на своём месте. И обманчиво-нежный, такой солнечный летний день нужен лишь для контраста с тем холодным и липким ужасом, когда над полем поднимается огромный портрет Сталина. И Митя, Митя, которого так жалеешь весь фильм, которого так понимаешь показывает себя совсем с другой, страшной стороны. Когда узнаёшь, откуда они с Котовым знакомы - ты невольно встаёшь на сторону Мити. Симпатизируешь этому герою. Потом происходит тот самый переломный момент в финале, когда пересекаются 'товарищи из Филармонии' (а вернее совсем из другого, куда менее безобидного ведомства), два главных героя картины и тот самый непутёвый шофёр - тебя будто ледяной водой окатывают. Внезапно и резко. И ты в ужасе. Даже при повторном просмотре, когда уже знаешь к чему всё идёт - это срабатывает. И после этого - окончательный финал в Митиной квартире. Без слов. И снова контраст - Надя Михалкова, играющая дочку Котова бежит по полю и напевает песню 'Утомлённое солнце'. Прелестное, беззаботное дитя. Юная дочь режиссёра добавила в фильм столько детской непосредственности, наивности. И скупые титры рассказывают нам концовку. Впрочем, к тому моменту уже все поняли - ЧЕМ закончилась эта история.
'Утомленные солнцем' - самый успешный и, пожалуй, лучший фильм Михалкова. я очень люблю и ценю талант Никиты Сергеевича создавать именно такие картины. Рассказывать о важных и даже страшных вещах именно Таким образом, как здесь. Великолепный актёрский ансамбль, замечательный сценарий, прекрасная работа оператора, музыка (как оригинальная, написанная Эдуардом Артемьевым, так и та, 'из старых записей', что служит здесь не только, как деталь времени) - всё гармонично, всё на своих местах! Никита Михалков играет немного самоуверенного героя Гражданской войны, бравого комдива Котова и делает это прекрасно. В образе Котова проступает характер самого режиссёра. Котов неплохой человек, но с недостатками, способный, как на доблесть, так и не очень хороший, подловатый поступок (об этом мы поймём из 'сказки' Мити, которую он рассказывает маленькой Наде Котовой. Олег Меньшиков - просто бесподобен! Каждая сцена с ним великолепна. Его герой - сплошные противоречия, неоднозначный, сложный, запутавшийся в самом себе человек, который, кажется, уже и сам не понимает, на чьей он стороне. Ему сочувствуешь, его пугаешься, жалеешь и отворачиваешься. Ингеборга Дапкунайте одной лишь улыбкой заставляет влюбиться в свою героиню. Про замечательных советских артистов, что исполняют здесь роль 'мебели' я и говорить не буду. Просто смотришь и наслаждаешься тем, как Великие актёры показывают свой уровень, играя второплановых героев, нужных для особого антуража и атмосферы ленты. Фильм идеален от начала и до конца. Ему не нужно было никакого продолжения. Увы, получив приз в Каннах и 'Оскар', Михалков, кажется, уверовал, что подобно царю Мидасу всё способен обратить в 'золото'. Самолюбование, слепая убеждённость в своей непогрешимости и т.д. сгубили замечательного режиссёра. Он ударился в пафос и эпос, занялся изгнанием 'бесов', позабыв, что сам не без греха. Для меня не существует 'Предстояния' и 'Цитадели'. Есть только 'Утомлённые солнцем'. Лучший и последний фильм режиссёра. Дальше - Михалков-режиссёр умер, а на его месте остался лишь Михалков-'бесогон' со своим барским замашками, зазнавшийся и потерявший чувство меры. Но я всё равно люблю фильм 1994 года. И другие фильмы режиссёра, более ранние. Главный триумф, ставший последним шедевром, последней творческой удачей. Один день, одна трагедия, один прекраснейший фильм. 'Утомлённое солнце нежно с морем прощалось...' Действительно великий фильм, который всё равно останется с нами.