Третья часть ночи (Польша, 1971)
Герой по имени Михал, чудом уцелевший после расправы фашистов над его матерью, женой и сыном, первоначально пытается выйти на контакт с подпольщиками, а затем оказывается одним из подопытных (неких «кормильцев вшей») в странном медицинском центре, занятом изобретением вакцины против тифа. Михал также помогает появиться на свет ребёнку встреченной молодой женщины Хелены и продолжает заботиться о ней, похожей, как две капли воды, на его погибшую жену Марту. А в итоге готов пожертвовать собой, чтобы вызволить из госпиталя принудительно помещённого туда мужа Хелены.
Фильм "Третья часть ночи" (1971) смотреть онлайн:
Этот непростой для восприятия фильм Анджея Жулавски осмысляет опыт немецкой оккупации Польши в контексте ощущения гибели мира и обрамлении цитат из книги Апокалипсиса. В самой завязке, герой приходит в себя на руках у жены после почти двухмесячного забытья в некой тяжелой болезни. Мы можем предположить, что он как-бы потерял иммунитет к жизни.
В следующей сцене его жену, сына и мать убивает конный отряд нацисткой армии. Деятельность немцев в фильме, несмотря на это, напоминает скорее некие знамения, дополняющие изобразительную канву в эпицентрах нервного напряжения. Само действо характерно выдержано в Кафкианском абсурдном стиле, а визуальный ряд насыщен мощными сюрреалистическими образами, уходящими корнями в зловонную клоаку смерти.
Пытаясь подвязаться в подполье, Михаил становится виновником ареста человека, принятого за него самого. Обнаружив в его квартире рожающую жену, он помогает ей разродиться, вынимая ребенка из чрева — сцена снята крупным планом и во всех деталях.
Чуть позже сестра Михаила, монашка, рассказывает ему, как об откровении, об Архангеле Михаиле, спасшем от зубов дракона младенца Жены, облаченной в солнце. Происходит идентификация на дополнительном, сакральном, уровне. К этому времени, герой уже, впрочем, уверен в том, что женщина на одно лицо с его погибшей женой, а его святой долг — заботиться о новой семье. В этом мнении его постоянно подкрепляют чрезвычайно убедительные галлюцинации. Мотив эмпатии как панацеи, к слову, также проведен через весь фильм.
Мотив тяжелого, разрушающего дух и тело заболевания, здесь впрочем, куда как ощутимей. Болотно-запыленная цветовая палитра затянула этот мир будто бы сплошной тканью гниения, отмирания живых тканей, не пропускающей солнечные лучи. Миру, инфицированным смертью, нужно пройти через очищение жестокостью и гневом. Михаил устраивается на место своего «предшественника» в семейной чете. Сначала его заражают тифом, а затем в его обязанности входит кормление вшей (отсылка к библейской саранче) собственной кровью — захватывающий процесс, который Жулавски продемонстрирует нам в макросъемке.
Этот живописный образ, навеянный, кстати, реальным опытом отца режиссера — одна из главных метафор фильма. Вши высасывают уже зараженную кровь, а вскоре герой станет кормильцем уже для нового вида их вида, который разводили с 1918 года и который «напрочь лишен инстинкта самосохранения». Кошмарное сновидение должно стать полностью осознанным, чтобы его материя распалась на атомы под лучами света. Понемногу они начинают пронизывать микрокосм третьей части ночи только ближе к ее концу, чтобы знаменовать уже в самой кульминации смерти, возвращение красоты в мир, прошедший самое болезненное в своей истории очищение.