Сталин (США, Россия, Венгрия, 1992) — Смотреть фильм
Фильм "Сталин" о вожде Иосифе Виссарионовиче, который изменил ход истории, смог, в том числе силами населения и доблестных воинов выиграть Великую Отечественную войну, построить необходимые заводы, работающие бесперебойно для Победы Советского Союза в этой широкомасштабной битве за выживание во имя мира на земле. И в то же самое время не церемонился с теми, кого причислял к врагам народа по тем или иным причинам. Среди таковых оказались также и самые близкие люди. В юности он обучался в семинарии, но в конечном счете это в последующие годы не особо помогало исповедующим православие.
Фильм не о Сталине
Вы хотите увидеть фильм о том, как Сталин шел к власти, как он проводил коллективизацию и индустриализацию? О трагических страницах Великой Отечественной Войны? О чистках в партии? О создании ядерного щита? Тогда этот фильм не для вас.
В данной, с позволения сказать, кинокартине, нет Сталина-правителя, Сталина-отца народов, Сталина-тирана и т.п. Он вообще не рассматривается как политик. На это ничто не указывает.
Вся лента - это надерганные из антисоветских методичек 'true-story', как Сталин уничтожал своих товарищей. Вот, в общем-то и все. От интриги к интриге, от заговора к заговору. В промежутках - издевательства над своими особо циничными приспешниками и домашними. А еще - рефлексия вроде пьянок или бани.
Первую половину фильма Сталин подсиживает свое начальство, вторую - уничтожает тех, кто может подсидеть его. Вы не увидите ни одного принятия ключевых решений в истории нашей страны. Ни одного! Даже репрессий! За весь фильм Сталин не подпишет ни одного расстрельного списка.
При этом в фильме всячески подчеркивается, что заслуги Сталина велики, что народ любит его. И что его любит его семья. Но за что, совершенно не понятно, потому что весь фильм Сталин занят тем, как бы кого-нибудь грохнуть.
Причем делает он это с нарочитой грубостью:
- Я думаю, вы виноваты перед Родиной.
- Но я выполнял ваши приказы, товарищ Сталин.
- Вы виноваты перед Родиной и застрелитесь.
- (всхлипы, сопли и мольбы)Такое ощущение, что диалоги писал ребенок. Настолько они примитивны. Характерно, что со Сталиным никто не берется спорить. Да-да, все буквально пасуют перед ним. Причем не как перед руководителем, а как перед человеком, словно боятся, что он 'даст в голову' и этим кончит диалог.
Сам же вождь - это собрание плохих качеств и вопиющей некомпетентности. Он коварный, наглый, некомпетентный, циничный, подчеркнуто грубый, теряющий над собой контроль, подозрительный и глупый (по сюжету фильма он 'не верил (!) в голод'). Каким образом он попал во власть? А это в фильме не раскрывается. Фильм вообще ставит каждый раз перед фактом, не раскрывая процесса. Война началась, голод начался, репрессии идут, Сталин установил полный контроль - причин всего этого вы не сыщете в этой кинокартине. И главное - Сталина любят. Повторюсь, опять-таки просто по факту. Потому что это Сталин. И злой он тоже по факту. И дочь его любит до смерти тоже по факту.
Окружение Сталина изображено подчеркнуто гнусным, это любители выпить, поржать и поубивать друг друга. Накал идиотизма доходит до того, что Берия ЛИЧНО расстреливает партийных бонзов из нагана. За что? Потому что их заподозрил Сталин. В чем? В измене, потому что они были с ним не согласны. Да-да, именно эта примитивная логика преподносится в фильме. Разность политических программ? Продажа государственных секретов? Кадровые ротации? Это слишком сложно для сценариста. Есть рецепт проще: они были не согласны со Сталиным. Это повод для расстрела и несогласного и всей семьи.
Такое вот собрание клише из агиток. Все это может быть объяснено тем, что авторы картины не имели возможности вместить обширный период в 30 лет в два-три часа ленты, поэтому не имели возможности для объяснений тех или иных событий. На это наслоилась традиционная западная нелюбовь к 'папаше Джо' и веяния эпохи. Но тогда зачем снимать такой бездарный и глупый по содержанию фильм? Не лучше ли выделить отдельные эпизоды, чем сочинять унылый и примитивный комикс, на котором оттоптался здравый смысл?
Отдельно стоит сказать о том, что авторы даже не озадачились подбором актеров по визуальному сходству, за исключением Дюваля, пожалуй. Причем тут ляпы просто вопиющие. Усатый (!) Ежов, длинный как палка Ягода. Лысый с щербатой улыбкой Бухарин - меланхоличен и длиннокудр. Ворошилов выше остальных на голову и больше похож на премьера Великобритании Чемберлена. Берия - маленький и щупленький семит. Вы себе представляете, если бы например Петр Первый был показан ростом в полтора метра, рыжим и веснушчатым? А для создателей 'Сталина', я думаю, это не стало бы проблемой.
Музыка довольно примитивна и представляет собой постоянно повторяющуюся Serious Russian Theme, адресующую к лагерям, храмам, непогоде, армии и загадочной душе. Однако и тут не обошлось без манипуляций. Великолепную музыку Прокофьева 'Наступление крестоносцев' (из х/ф 'Александр Невский' 1938 года), что особенно обидно вставили...нет, не как тему Войны. А как тему прибытия поезда с Лениным на Финский вокзал, что как бы должно вызывать у зрителя (особенно российского) понятные ассоциации.
Что же в этом фильме хорошего? Игра актеров. Действительно, они стараются играть в то...как они и режиссер видят Россию и СССР 1917-1953 гг. Они пытаются показать драму. Особенно хорошо это удается Джулии Ормонд (Светлана Аллилуева), и некоторым из них получается сочувствовать. Но это быстро разбивается о примитивные куцые диалоги, отсутствие логики действий героев, общую нелепость сюжета.
Что в итоге? Если вы хотите посмотреть драму о сатрапе, который доводит своих подчиненных 'до ручки' - то 'Сталин' это ваш выбор. Если вы хотите увидеть Сталина-правителя (плохого или хорошего - не важно), то вы потратите время.
2 из 10