Спасательная шлюпка (США, 1944) — Смотреть фильм
«Спасательная шлюпка» (англ. Lifeboat) — фильм режиссёра Альфреда Хичкока, снятый в 1944 году по мотивам никогда не публиковавшегося рассказа Джона Стейнбека.
Хотя фильм имел большую посещаемость в крупных городах США, он с треском провалился в прокате на периферии и в итоге стал одним из тех фильмов Хичкока, которые имели крайне неудачные сборы от проката.
Вторая мировая война. Немецкая подводная лодка торпедирует корабль. В результате оба судна тонут. Оставшиеся в живых пассажиры корабля оказываются в небольшой спасательной шлюпке. Последним к переполненной лодке подплывает капитан немецкой субмарины. Его берут на борт в надежде, что он, как опытный моряк сможет привести шлюпку в безопасную гавань.
Фильм «Спасательная шлюпка» (1944) смотреть онлайн бесплатно:
Альтернативный источник фильма «Спасательная шлюпка» (1944):
«Галопом за Хичкоком.» Заезд третий, круг пятый: «Другая война сэра Альфреда»
Будучи непригоден к службе в вооруженных силах, Хичкок в 1943 году решает поучаствовать в войне другим образом и снимает военную драму «Спасательная шлюпка». Как маэстро признавался впоследствии, это был своеобразный акт «сопротивления», выражающийся как в форме материала, так и его подачи. В «спасательной шлюпке» классическое единство пространства-времени-действия доводится режиссером до крайности и преодолевает само себя. Место, где разворачивается история строго ограничено площадью в несколько квадратных метров. «Я ни разу не позволил камере выйти за пределы лодки; не ввел музыкального сопровождения — это было довольно смело.»
Естественно, для осуществления столь специфического замысла пришлось решать ряд сложнейших чисто технических задач. Проблемы возникли уже на уровне написания сценария. Киноадаптация рассказа Джона Стейнбека требовала ювелирной точности в разработке характеров персонажей и абсолютно ритмичного нагнетания напряжения, дабы зрителю, запертому с девятью незнакомыми людьми среди бескрайнего океана ни разу на протяжении стоминутного хронометража не пришлось заскучать. Текст трижды подвергался конструктивной трансформации. Месяцами ходил из рук в руки. Запросов Хичкока не могли удовлетворить даже самые именитые голливудские авторы. Наконец, сценарий оказался у Джо Сверлинга, сценариста Капры, отшлифовавшего его до блеска, и маэстро принялся за постановку, которая оказалась настоящим испытанием для актеров. Ведь сюжет картины полностью лишен действия как такового и фокусируется исключительно на психологическом взаимодействии персонажей.
Где-то в вольных широтах Атлантического океана немецкая подводная лодка торпедировала американский корабль. Почти все пассажиры и командный состав погибают. Выжить удается единицам. Все они постепенно собираются на одной спасательной шлюпке, всего в лодке оказывается девять человек: надменная и высокомерная журналистка Конни Портер, отстраненно наблюдающая за происходящим через объектив видеокамеры, трое членов экипажа: убежденный коммунист Ковак, тяжело раненый матрос Гас Смит (на самом деле еврей Шмидт), чернокожий стюард Джо и радист Стенли, влюбившийся в другую пассажирку лодки медсестру красного креста Элис. Спасся и кое-кто из пассажиров, в частности промышленный магнат Чарли Риттенхаус (или просто Рит) и молодая англичанка миссис Хиггинс, судорожно сжимающая в объятиях своего погибшего младенца. Последним через борт перелезает немец Вилли, капитан той самой подлодки, которая торпедировала корабль. Вскоре, пассажиров становится несколько меньше. Миссис Хиггинс, не в силах перебороть охватившего ее отчаяние, совершает самоубийство под покровом ночи, прихватив с собой своего младенца. Это происшествие отрезвляет путешественников. Они решают избрать капитана и распределить обязанности. Выбор колеблется между недалеким, неуравновешенным «комми» Коваком и фашистом Вилли, чей профессионализм в управлении судном всем очевиден. Поначалу кандидатура последнего проигрывает. Однако спустя некоторое время картина меняется. Вилли удачно проводит ампутацию ноги еврею (!) Шмидту, что временно спасает последнего от смерти (впоследствии сам фашист и сбросит его в море, объяснив остальным свои действия небезызвестной расовой теорией о помощи больным калекам, заключающуюся в их уничтожении), спасает шлюпку во время шторма и указывает «верный курс к выживанию».
Однако и его командование длится недолго. Под влиянием голода, отчаяния и лишений, цивилизованная маска пацифизма и гуманности его попутчиков срывается, обнажая хищный оскал своры диких псов. И вот уже сестра милосердия, всю жизнь боровшаяся с последствиями насилия во всех его проявлениях, отчаянно дубасит проклятого «uberemensha» по голове тяжелым бревном, пока остальные рвут на Вилли одежду. Только один «Человек» во время расправы стоит в стороне, возведя очи горе — чернокожий Джо, уповающий на благость спасителя. Уничтожив свой последний шанс на выживание, герои дрейфуют по просторам Атлантики без цели и смысла. Вызволить их из беды может только чудо.
«Спасательная шлюпка» (1944) является «фильмом — вызовом» не только по форме, но и по содержанию. В форме аллегории Хичкок представляет саму макрополитическую расстановку сил и отношений ведущих мировых держав периода второй мировой. «Шлюпка» — очень смелый и невероятно едкий, как кислота Чужого, социальный пасквиль, который сразу же после выхода на экрана подвергся неисчислимым критическим нападкам. Ведь картина полностью противоречит патриотическим, пропагандистским лентам той поры и выявляется реальные вопросы и проблемы, стоящие перед мировой общественностью, и, кстати говоря, не решенные до сих пор.
Весь фильм можно проанализировать как метафору. Что такое шлюпка? Конечно же, это сама история, дрейфующая среди бесконечных просторов времени, без каких бы то ни было (религиозных, идейных) ориентиров. За место капитана, способного вывести ее из стагнации борются враждующие партии коммунизма и фашизма (в реальности обе идеологии действительно позиционировали себя как «исторически необходимые и закономерные»). В то же время остальные пассажиры представляют из себя инертную буржуазную массу Европы, зажатую между двух сильных воль и неспособную самостоятельно бороться с катаклизмами. В ее отношении к фашисту, который то и дело обводит всех вокруг пальца, обыгрывается известный тезис толерантности и терпимости, приведший к массовой резне. Подобно тому, как Европейские государства закрывали глаза на растущую агрессивность и мощь Германии, пассажиры уважительно относятся к Вилли и даже не обыскивают его. Только член коминтерна Ковак носится с выкидным ножом, мечтая зарезать «эту немецкую свинью».
Отдельного внимания заслуживают невероятно честные и смелые эпизоды. Например, когда промышленный гигант Рит сидит в ногах Вилли, подыгрывая тому на флейте. В этой сцене символически, но откровенно, репрезентируется известный факт поддержки Гитлера крупными капиталистами, который был блестяще выражен в фильме Висконти «Гибель богов». Или же эпизод, где тот же Рит играет с Коваком в покер на все свое состояние, в котором нетрудно увидеть пародию на революционный передел имущества. Однако фильм наполнен и более тонкими символами, отсылающими к идее судьбы, случайности и справедливости. Но главной подкладкой картины является ее ясный и честный моральный посыл. Без всякого пафоса или торжественности, Хичкок взывает к единению слабых, разобщенных наций в борьбе с хитрым, сильным и опасным врагом, который, даже будучи поверженным, продолжает творить свои темные дела. Начинать бороться в фашизмом нужно с переделки собственной сущности.
По технической части вся нагрузка легка на актеров, несколько месяцев плававших в павильоне на деревяшке в десяток квадратных метров. Но вышло все просто безупречно. Французский критик Ж. Лурселль утверждает, что в фильме представлен «один из самых роскошных актерских ансамблей в истории кино». Особо отметим журналистку Конни Портер, в исполнении Таллулы Бэнхед, чья томность, грация и гигантская как закатывающееся солнце сексуальность словно зыбучие пески затягивают в себя не только зрителя, но даже отчасти и саму ткань повествования тяжелой военной драмы. По сути, это главная героиня фильма, словно располагающаяся между объективностью персонажей и субъективностью зрителя. Ее мягкая ирония, стоический образ мыслей, своеобразная отстраненность удерживают повествование где-то между неореализмом и чистой метафорой.
Напоследок, замечу лишь, что на мой личный взгляд, «Спасательная шлюпка» (1944) — лучший фильм сэра Альфреда за первые двадцать лет творческой деятельности.