Счастливого рождества, мистер Лоуренс (Великобритания, Япония, 1983) — Смотреть фильм
На небольшой японский остров Ява в 1942 году попадает в плен американский солдат Селльерс. За свою карьеру он дослужился до звания майора и его дух был закален не одним десятком боев. Тюремщики лагеря долго не могли сломать
этого человека.
Командир лагеря Йоннои поставил себе задачу сломать американца любой ценой. Он считает, что быть взятым в плен для солдата позор, а жить с позором нельзя.
Их противостояние могло продлиться вечно, однако в ситуацию вмешивается полковник Лоуренс, чье знание японской культуры и языка может сделать из него довольно опасного противника…
Фильм "Счастливого рождества, мистер Лоуренс" (1983) смотреть онлайн бесплатно:
Смотреть "Счастливого рождества, мистер Лоуренс" в хорошем HD 1080 качестве:
Удивительный мир человеческих взаимоотношений (эта рецензия полна любви и обожания)
Фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» я определенно могу занести в список самых любимых. В нем внимание акцентировано именно на том, что всегда вызывало у меня большой интерес — на личностях людей, на их взаимоотношениях.
Кроме того, этот фильм заставил задуматься о действительно огромной разнице между западной и европейской цивилизациями. Различный менталитет, различные ценности, различные взгляды… А, между тем, люди должны как-то взаимодействовать, договариваться, понимать друг друга. Может быть, это было бы легче сделать, если бы в мире было больше таких людей, как мистер Лоуренс — гуманных, готовых к диалогу и искренне пытающихся понять окружающих. Но чем больше мне симпатична позиция мистера Лоуренса, тем страшнее видеть, как его попытки понять людей, сохранить человеческое лицо в условиях войны, разбиваются о стену бездушной принципиальности:
- Мы должны наказать кого-то.
- Но почему? Почему? Вы предпочитаете наказать невиновного, чем оставить преступление нераскрытым и ненаказанным?
- Да.
- Вы имеете ввиду, я умру, потому что вы считаете, что преступление должно быть наказано в любом случае, а кто наказан — не имеет значения?
- Да.
- Стало быть, я должен умереть, чтобы сохранить ваши представления о порядке?
- Да.Вот так. Наверное, это жуткое ощущение — разговаривать со стеной и понимать, что хоть за ней и находится живой человек, тебе до него не достучаться.
К человеку, скрывшемуся за этой стеной и в итоге оказавшемуся замурованным в ней же, тоже можно посочувствовать. Капитан Йоннои не только носитель, но и жертва идеологии, жертва закостенелых взглядов и ценностей, которые проникают в японцев с детства и с которыми сложно бороться. Конечно, он недостойно выходит из своего внутреннего конфликта, связанного со своими неоднозначными чувствами к Джеку Селльерсу, по принципу «нет человека — нет проблемы». Вообще, противостояние Селльерса и Йоннои сложно назвать «психологической дуэлью» — на каждый выпад Селльерса Йоннои отвечает физическим воздействием. Ему ничего не стоит приказать посадить пленника в карцер или казнить, и он не находит другого выхода, кроме как воспользоваться этими возможностями. С другой стороны, он просто не знает, что ему делать. У Селльерса в данном случае более выгодное положение для того, чтобы проявить себя достойно — ему просто нечего терять. У Йоннои же на карту поставлено все, чем он жил до этого — вера в идею, принципы, идеалы, а против этого — смутные, непонятные чувства, червячок сомнения, пробравшийся в душу. Внутренние противоречия загнали его в ловушку. Его смерть в конце войны закономерна: для таких людей поражение — хуже смерти.
Полковнику Харе, видимо, несколько вскружило голову его положение, достигнутое в условиях войны. Ощущая свою власть над пленными, он начинает злоупотреблять ею. Хотя по натуре он человек не злой, способный на искреннюю симпатию и доброжелательность, даже несколько ребячливый — ему порой хочется побыть для кого-нибудь избавителем, этаким Санта-Клаусом на Рождество.
Джек Селльерс — смелый, отчаянный, почти героический. Его смелость ни в коем случае не напускная, но все-таки несколько театральна — пантомима, разыгранная перед солдатами, пришедшими вести его на расстрел, представление с цветами, поцелуй с несчастным капитаном Йоннои… Его эпатажные поступки вызывают в данных условиях и восхищение, и уважение, ведь он среди врагов. Но именно его склонность к тому, чтобы производить впечатление, заставила его в свое время не лучшим образом проявить себя в случае с братом, не прийти ему на помощь — он побоялся произвести нежелательное для него впечатление на товарищей, о чем жалеет всю жизнь. Эти сожаления вновь и вновь толкают его на отчаянные поступки — получается порочный круг, разрывает который только смерть Джека.
Все характеры в этом фильме прописаны великолепно, играют актеры потрясающе. Прекрасная музыка, написанная Рюити Сакамото, усиливает впечатление.
Отдельное спасибо этому фильму за то, что познакомил меня с Дэвидом Боуи. Этот человек обладает не только выдающимися актерскими способностями, но и прямо-таки феерическим обаянием. До этого я вообще не была знакома с его творчеством, и он навсегда остался для меня в первую очередь, как ни странно, не музыкантом, а именно актером. И Джек Селльерс, на мой взгляд, лучшая из его, увы, не очень многочисленных ролей.
У фильма есть один минус — драки поставлены, конечно, неубедительно, видно, что удары проходят по воздуху. Но такому фильму я не могу снизить за это доже четверти балла. Так что твердые
10 из 10