Сахара (США, 1943) — Смотреть фильм
Фильм "Сахара" (1943) посвящён 4-ому военному корпусу армии США, снят по эпизодам советского боевика про басмачей «Тринадцать» (1936).
Июнь 1942 год, в Северной Африке американские войска ведут военные действия против нацистской Германии. Американские войска вынуждены отступить при падении Тобрука. Экипаж американского танка, которым командует сержант Джо Ганн, отстаёт от своей танковой бригады. В пути танкисты подбирают британских солдат, суданского капрала с пленным итальянцем, француза и сбитого немецкого лётчика. Следом за танком идёт колонна немецких войск. Людям нужна вода. Сержант Ганн находит воду в старой крепости первым. Выживет в пустыни тот, у кого есть вода.
Фильм "Сахара" (1943) смотреть онлайн бесплатно:
Смотреть фильм "Сахара" (1943) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
О войне без войны
Как известно, американцы уклонялись от войны до тех пор, пока война не цапнула их за задницу. Уверенная в своем могуществе, безмятежная и спокойная Америка заняла выжидательную позицию. Можно быть уверенным, что, не будь Перл-Харбора, американцы вообще не вступили бы в войну. Второй фронт был открыт уже тогда, когда исход войны был ясен всем, а вклад американцев в победу был и остается наименьшим из всех крупных сражавшихся стран, что бы ни говорили сами американцы.
Майкл Бэй может в лепешку разбиваться, показывая нам слезоточивых американских героев с чистыми взглядами, белозубыми улыбками, высокими идеалами и неземной любовью. В фальшивых дуболомов его 'Перл-Харбора' не поверил ни один даже американский ветеран, а в таких солдат, коими предстали на экране Хартнетт и Аффлек можно смело кидать гранату - это ведь просто манекены, неспособные ни на высокие мысли, ни на высокие чувства, ни на настоящий патриотизм. Но неужели все американские герои так отвратительны?
О Второй Мировой американцы сняли много фильмов, большинство из них провальны или однобоки. По одной простой причине - коммерческий Голливуд был не способен создать правдивый фильм о войне, потому что это абсолютно некоммерческая тема. Только признанные гении, стоящие особняком от Голливуда, могли говорить о войне честно. В целом же военное американское кино было зависимо от студийных боссов, которым правда была не выгодна, и заняло такую же выжидательную и примирительную позицию, как и все американское общество. До сих пор лучшими антивоенными американскими фильмами тех лет являются две блистательные комедии (!!!) - 'Великий Диктатор' Чаплина - смелый и прозорливый фильм, снятый еще до вступления Америки в войну и 'Быть или не быть' Любича.
Большинство же фильмов того периода - либо приключенческие боевики, либо беззубые глянцевые комедии, не разбирающиеся в сложившейся обстановке. Но была и еще одна категория фильмов: фильмы о войне без войны. Совершенно особый род военного кино, в котором война уходила на второй план, но отражалась во взаимоотношениях героев, служила сюжетной основой и своеобразным мерилом ценностей. Через такие фильмы режиссеры крупных студий, зависимые от коммерческих успехов своих лент, могли в завуалированной форме выразить и свою гражданскую позицию, и свой лозунг, и свое отношение к войне.
У нас такие фильмы тоже были. Например, бесподобный фильм Леонида Быкова 'В бой идут одни старики'. Среди американских фильмов таким событием стала картина Золтана Корды 'Сахара', рассказывающая о противостоянии кучки отставших от своих армий солдат-союзников и большой дивизии немцев.
Венгерский эмигрант, Корда снимал в основном успешное приключенческое кино и до сих пор самым известным фильмом его остается яркая сказка 'Книга джунглей'. Однако сам он воевал в I мировую, был ранен и имел ярко выраженную антигерманскую и антигитлеровскую позицию. Поэтому именно Корда ухватился за сценарий Джона Ховарда Лоусона, который тот написал, посмотрев задевший его советский фильм '13' о борьбе маленького отряда красных с целой армией белых.
Но Лоусон, в отличие от Корды, не был антифашистом и стоял на позиции гуманизма, что отчетливо видно в 'Сахаре'. Кстати, много позже Лоусон попал в список антиамериканских активистов, и чуть было не лишился работы за симпатии к коммунистам. Лоусон не был коммунистом, он просто был человеком. Фильм по его сценарию оказался именно таким - в нем нет ни коммунизма, ни фашизма, ни патриотизма, и вообще никаких 'измов'. В нем есть люди. Разные люди войны.
Правда, Корда существенно обострил углы, не позволив осуществить примиренческий замысел Лоусона, и немцы в этом фильме все-таки остались врагами. Режиссер и сценарист увели нас подальше от взрывов и стрельбы - в самое сердце африканской Сахары. Здесь война теряет свое значение. Этот маленький отряд из нескольких американцев, французов, англичан, суданца и пленных итальянца и немца (не хватает только русского, но уже то, что в фильме о русских отзываются с уважением - не мало для американского фильма) не имеет ни конкретных целей, ему некому приказывать. Эти люди вместе спасают свои жизни.
Корда объединил разных людей, блестяще показав характер каждого. Даже с итальянца режиссер-гуманист снимает печать фашизма, представив нам человека, толком не понимающего, за что и против кого он борется. Только немец у него остается непреклонной сволочью и врагом. Но ненависти к немцам нет. Несмотря на то, что они стали причиной гибели многих из этих сдружившихся парней, режиссеру удалось главное - он с успехом показал, что перед страхом смерти равны все. Жажда, голод, палящее Солнце - им не страшно ни оружие, ни танки, ни речи Гитлера. Они объединяют всех. В Сахаре только один закон - не стрелять ни в кого на водопое. Впрочем, мы это еще по 'Книге джунглей' знали.
Что еще удалось режиссеру? За 2 года до победы он дал ее ясное и четкое определение. В этой войне победит не тот, у кого больше оружия, а тот, у кого хватит силы воли, терпения, жажды к жизни, любви к Родине и веры в человека. Этот фильм пропитан верой в человека. Да, он о войне. Мы почти не видим войны, но война неотступно следует за нами весь фильм, она подкрадывается незаметно, она - даже в далекой Сахаре. Она везде. Солдаты говорят о девушках, друзьях и своих Родинах, и на всем этом печать войны. И в тоже время, в первую очередь, фильм о человеке. О таком, который решится вдесятером задержать многосотенную немецкую дивизию, или о том, что собирал воду по капельке из скалы, но сам не посмел выпить ни глотка из собранного, или о том, кто умер с именем любимой девушки, или о том, кто за воду выложил все секреты своей базы, или о том, кто в одиночку был готов убивать за фюрера всех вокруг, или о том, кому постыла и служба, и война, а просто хочется домой, увидеть дочку.
Через этих людей Корда сказал свое яркое и звучное 'НЕТ' войне. Этот фильм воодушевляет, обнадеживает, вселяет веру, очеловечивает, поднимает дух. Наверное, именно поэтому фильм, в котором почти не было войны, стал сенсацией военных лет.
У каждого своя война. И иногда оружие на войне значит много меньше, чем человеческие качества. Фильм пользовался успехом много лет, и, хотя ни один человек в нем не льет слез, ни в кого не влюбляется и не произносит пламенных речей, этот фильм скажет о войне гораздо больше и правдивее, чем все 'Перл-Харборы', вместе взятые. А отличать истину от красиво поданной фальши - именно такова задача зрителя.
10 из 10