Пять пальцев (США, 1952)
По книге "Операция "Цицерон" Л. С. Мойциша, основанной на реальной истории Второй мировой войны.
Мэйсон в роли слуги сэра Фредерика (Хэмпден), британского посла в Анкаре во время войны. Используя свое положение, он продает военные секреты немцам. Хитрый слуга поселяет графиню Анну (Даррье), обедневшую аристократку, в особняке, чтобы там встречаться с нацистскими агентами. Немцы щедро платят за информацию "Цицерону", хотя германское Верховное командование считает секреты - включая точное время и дату высадки союзников в Европе - слишком невероятной удачей, чтобы верить. Но боятся лишиться источника информации и продолжают покупать документы. Британцы в конце концов поняли, что утечка информации происходит из посольства и Джордж Трэверс (Ренни) с группой оперативников намерен взять шпиона. В реальной жизни "Цицерон" отправил немецкой разведке 35 сверхсекретных документов. Ни по одному из этих документов немцы так и не предприняли конкретных действий.
Фильм "Пять пальцев" (1952) смотреть онлайн:
Желание посмотреть картину 'Пять пальцев', возникло по двум причинам. Первая. Захотелось увидеть актрису Даниель Дарьё. Вторая. С уважением отношусь к творчеству режиссёра Джозефа Лео Манкевича после просмотра его работ 'Внезапно прошлым летом' и культового фильма 'Клеопатра'. Согласились, картины говорят сами за себя и не просто говорят, а завораживают великолепной режиссурой при филигранном содействии звёзд мирового кино. Вот и 'Пять пальцев' не стала исключением. Но первые двадцать минут дались мне нелегко. То ли сказалось качество перевода, а переводчик был один и говорил голосами всех героев, то ли режиссёр не дал опомниться и без раскачки устроил забег на длинную дистанцию, взял, что называется с места низкий старт. Но потом действия героев стали более понятны и вразумительны. Разобрался кто есть кто и просмотр продолжился со все возрастающим интересом.
Наверное если не кривить душой, то фильмы про шпионов, да ещё с политической окраской, я не очень люблю. Отсюда возможно и моё восприятие, которое не позволяет подойти к данной теме со всей беспристрастностью и непредвзятостью. Этот политический нуар, если так можно выразиться, безусловно интересная картина, как с исторической точки зрения, так и с моральной. Но вот, какая штука: в картине Манкевича нет персонажа, который вызывал бы симпатию. Все прохвосты, мягко говоря, начиная от главного героя и высших чинов британского посольства и немецкого Кальтенбрунера. Негодяи одним словом.
Если же копать глубже и попытаться понять почему произошло предательство этого камердинера, который служил у британского посла в Турции, то фильм на этот вопрос даёт ответ, что не может не радовать. Устами Джеймса Мейсона, мы услышим историю о человеке, который всю свою жизнь прислуживал, но не терял надежды попасть в солнечное Рио-де-Жанейро, которое увидел однажды совсем юным. Ради своей мечты он был готов продать родину. А вообще есть ли она у него, Родина? По национальности он албанец, если конечно не врёт. Работает камердинером у британского посла в Турции. Он, как голубь мира. Вот и решил подзаработать, продав секретные документы немцам. Зритель уже кожей чувствует, что он попадётся, вопрос лишь времени. Конечно умиляют действия британцев. У них подносом завелась крыса, а они ни сном, ни духом, как будто все там такие глупые. А вот Даниель Дарьё напротив, за своё экранное время отразила вполне успешно и достоверно свой персонаж. Этакая роковая женщина, с дворянским титулом, даром что графиня. Но на мели. Денег нет и она готовы также, как и наш герой продать всё, что только можно, чтобы обеспечить себе красивую безбедную жизнь. Но дамочка с гонором. В этом смысле очень показательны сцены, в которых Дарьё и Мейсон просят друг друга налить выпить. А ведь героиня Дарьё, та ещё штучка! Войдя в сговор с предателем, она тем не менее не упускает возможность сделать пакость, написав письмо. Вот и верь после этого женщинам, когда мужчина без слюней тебе открылся, а она ему нож в спину. Ну, что ж, наука обоим. В этом смысле очень показателен финал данной истории. А вот смысл всей картины, для чего и для кого она делалась, мне честно говоря уловить не удалось. Возможно то был 1952 год, не так давно отгремели последние военные выстрелы. Эта тема была актуальна. Возможно. Но если бы Манкевич, хоть одно лицо сделал более-менее положительным, то интерес к фильму был бы выше, я думаю. А так сущая греховная беспросветность. Люди ведь не только из пороков состоят, однако.
Игра Джеймса Мейсона феноменальна. Именно про такого и скажешь, что шпион и предатель. Дарьё тоже молодчинка. А вот второстепенные персонажи слабоваты, откровенно говоря. Музыкальное сопровождение отлично передаёт атмосферу напряжённости предлагаемых событий. Кстати, а почему именно кино называется 'Пять пальцев'? Вопрос остаётся открытым...
6 из 10