Придел ангела (Россия, 2008)
Фильм "Придел ангела" (2008) из истории советско-финских отношений. Картина повествует о провалившемся покушении на генерала Карла Густава Эмиля Маннергейма. 1924 год. Советская Россия. Молодого комиссара Максима Прошина (Алексей Морозов) Советская власть отправляет на остров Коневец в монастырь с секретным заданием. Максим под видом послушника должен убрать высокопоставленного чиновника Финляндии - и его простая, казалось бы, миссия, превращает в путь личного духовного покаяния за совершенные ошибки.
Фильм "Придел ангела" (2008) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Смотреть фильм "Придел ангела" (2008) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Если ты спасся - значит, тебя вымолило спасенное тобой дитя
О фильме «Придел ангела» узнал случайно. Из соцсетей, по рекомендации.
И немедленно решил посмотреть, поскольку в отзыве на фильм, помимо сюжетной линии, было упоминание о том, что события картины разворачиваются на острове Валаам, с которым в моей личной истории многое связано.
Конечно, никаких видов Валаама и Спасо-Преображенского монастыря в «Приделе ангела» нет – потому что речь в фильме о монастыре, расположенном на другом ладожском острове – Коневец. Однако, судьбы Валаамской и Коневецкой обителей похожи. И для тех обобщений, для той человеческой истории, которая разворачивается в фильме, собственно, несущественно, о каком Острове речь.
Комиссар, чекист, получает важное задание: ему нужно перейти государственную границу, чтобы уничтожить генерала армии вероятного противника. Границу он переходит, вражеская контрразведка ему не препятствует в осуществлении теракта, он у цели. Но … задание остается невыполненным. Напротив, встреча с жертвой стала отправной точкой для покаяния (покаяние – это перевод древнегреческого метанойя – перемена ума). И комиссар, начавший выполнение задания с собственноручного расстрела священника, остается в монастыре, постригается в монахи. И в монашеском служении встречает приход Красной Армии на территорию острова и монастыря, во время постыдной «незнаменитой», по слову поэта, войны. И так выходит, что сталкивается с «черным человеком», 15 лет назад отправившим его на задание. Этот персонаж, появляющийся в картине дважды – и оба раза без лица, только обряженный в черное хромовое одеяния, от плаща до офицерских сапог, – спокойно и цинично выносит приговор. А приводит приговор в исполнение комиссар, которого главный герой картины оставил на хозяйстве вместо себя, отправляясь на опасное задание.
Фабула проста, если не сказать – банальна.
Но фильм посмотреть непременно стоит. Как минимум, чтобы понять: путь к «перемене ума» начинается вовсе не с того, что на человека «нисходит озарение и сияние благодати». А с того, что у него рука не поднимается выполнить приказ и – выстрелить в ребенка. С того, что делая какую-то незамысловатую работу «для прикрытия шпионской миссии», добросовестный человек начинает ее делать максимально хорошо, даже творчески. С того, что человек начинает слушать человека, даже если говорящий назначен тебе одновременно врагом и жертвой…
А главное – этот путь начинается с того, что где-то, в «приделе Ангела» древнего храма тебя вымолили мудрый слепой старик и любящий, отозвавшийся на доброту ребенок.
Поэтому официальный слоган фильма 'Воздастся каждому по делам его' считаю неудачным. Я предложил бы иной. Например: 'Твое спасение вымолило спасенное тобою дитя'.
В фильме хорошие актерские работы, и в первую очередь, главная. Питерский актер Алексей Морозов образ своего героя создает очень скупо. Кажется, он ничего не играет, просто живет. Верные крупные планы его лица постоянно заставляют смотреть ему в глаза. А глаза очень живые, и в них – постоянная внутренняя работа.
Очень хороши – и без передержек, без переигрывания, без попыток «сыграть святость» или, напротив, поглумиться над высоким представлением о монашестве, - образы насельников монастыря. Особенно хороши и колоритны в своих ролях Артур Ваха и Александр Завьялов.
Финские военные изображены не пародийно, а просто, нейтрально. А генерал и символ нации Маннергейм в исполнении Тапани Пертту вызывает истинное уважение.
Словом, это – кино, а не реплика в историко-политической дискуссии.
В фильме нет замечательного символизма, трагикомизма и притчевости лунгинского «Острова». Есть история. Простая, но очень хорошо и внятно рассказанная.
8 из 10