Подрыв (Беларусь, 2022) — Киноверсия
1945 год, последние месяцы Великой Отечественной войны. На территории освобожденной Белоруссии проходят работы по масштабной очистке земли от эха войны — не разорвавшихся боеприпасов, оставшихся в земле на месте боевых действий. Из числа подростков-добровольцев создаются отряды ОСОАВИАХИМа. Пройдя всего лишь недельные курсы подготовки, молодые девушки и парни отправляются на собственноручное разминирование мест, на которых еще совсем недавно разворачивались ожесточенные бои.
Именно здесь встречаются наши герои – молодые девушки и парни, которые мечтают внести свой вклад в возвращение своей родины к мирной жизни. Пройдя всего лишь недельные курсы подготовки, они отправляются на опасную работу – собственноручное разминирование территорий, на которых еще совсем недавно разворачивались ожесточенные бои.
Разминерские будни для этих молодых людей оказываются не менее опасны, чем недавние боевые действия. Но главной неожиданностью становится то, что их командир, которому они всецело доверяли, оказывается совсем не тем, за кого себя выдает. Как сложится судьба героев и какое решение примет каждый из них в связи с открывшейся им страшной правдой?...
Разминёры: война после войны
27 сентября 2022
Летнее солнечное утро, лесная опушка у сонного озера. Трели ранних пташек да жужжание пчел. В палатке сладко спят две девушки, а парень готовит кострище, чтобы сварить кофе. Картина – идиллическая. Многие горожане мечтают проснуться вот так – на свежем воздухе, в окружении близких людей. Сами собой приходят на ум слова из популярной песни: «Ночь пройдет, наступит утро ясное…». Вдруг лопата в руках мужчины со скрежетом цепляется за металлический предмет. Под комьями земли он находит ржавое оперение неразорвавшейся мины.В следующее мгновение мы видим, как по тревожному сигналу быстро и четко собираются профессиональные саперы подвижной группы разминирования противоминного центра, чтобы выехать на место обнаружения смертоносной находки. Такая у них опасная работа – очищать землю от смертоносных жал, затаившихся в ней со времен прошедших войн…
Этими сценами начинается драматическая восьмисерийная кинолента «Пламя под пеплом», увидевшая свет в этом году. Фильм снят Национальной киностудией «Беларусьфильм» при содействии Министерства обороны и противоминного центра Вооруженных Сил Республики Беларусь. Работа над драмой заняла полтора года, съемки проходили с июня по август 2021-го. В декабре были смонтированы все серии. Премьера сериала приурочена к Году исторической памяти.
В киноленте, основанной на реальных событиях, показана героическая история юных добровольцев, с риском для жизни занимавшихся разминированием Минска и его окрестностей после освобождения столицы от фашистских захватчиков. Вторая сюжетная линия – о наших современниках, людях в погонах, обезвреживающих взрывоопасные предметы по долгу службы.
Этот фильм не только о реальных исторических событиях послевоенной жизни в Беларуси, но и о том, какая масштабная работа по разминированию взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны проводится сегодня белорусскими военными инженерами. История и современность переплетены в захватывающее драматическое повествование.
«Пламя под пеплом» – картина о подлинных ценностях жизни, преемственности поколений, о любви и дружбе, преданности своей Родине. Война продолжается в борьбе за нашу память, историческую справедливость. Фильм напоминает, что нельзя легкомысленно относиться к событиям послевоенных лет, учит ценить мир и жизнь людей.
Премьерный показ фильма состоялся 23 февраля, в День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Кинокартина получила высокую оценку у зрителей. Всего за неделю после ее размещения на YouTube-канале «Киносайт» ленту посмотрели более десяти тысяч человек. Об идее фильма, истории создания, его нравственном и патриотическом заряде мы говорим с режиссером-постановщиком Иваном Павловым.
Мины в девичьих руках
Белорусская земля с 1941 года была обильно начинена неразорвавшимися бомбами и снарядами. В 1944 году отступающие фашисты минировали постройки, дороги и даже лесные тропы. После изгнания врага белорусский народ приступил к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, строительству новых домов, заводов и фабрик, дорог и мостов. Но на местности оставались миллионы неразорвавшихся боеприпасов и взрывных устройств. В самые короткие сроки требовалось очистить территорию республики от мин и снарядов.
Особое внимание руководство республики уделяло положению в столице, где только в окрестностях оперного театра саперы обнаружили более 200 неразорвавшихся авиабомб и снарядов. Трагические сообщения, подобные этому, руководители республики получали почти ежедневно: «Сегодня, 2 апреля 1945 г., в 20 часов на Коммунистической улице в г. Минске произошел взрыв противотанковой гранаты, которую обнаружили дети. От взрыва пострадали пять мальчиков, из них один убит, четверо в тяжелом состоянии направлены в больницу».
Понимая серьезность ситуации, штаб инженерных войск Красной Армии еще в начале 1944 года издал памятку для населения районов, освобожденных от немецких захватчиков, под названием «Как уберечься от подрыва на минах». Но эта мера оказалась недостаточной. 19 февраля 1944 года Государственный Комитет Обороны издал постановление № 5216 «О привлечении организаций Осовиахима к работам по разминированию и сбору трофейного и отечественного имущества в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К работам допускались только совершеннолетние граждане, грамотные, без физических недостатков. Выделенные лица должны были пройти краткосрочный курс обучения под руководством офицера инженерных войск. Но таких граждан после страшной войны было совсем немного. Поэтому уже в марте того же года было принято постановление ЦК КП (б)Б, предписывающее создать команды добровольцев из лиц не моложе 15 лет обоего пола. На областных курсах Осовиахима под руководством офицеров инженерных частей стали спешно готовить инструкторов, а в районных центрах — бойцов‑разминеров. На обучение разминеров отводилось всего 70 часов. Из саперного «вооружения» им выдавались только металлические щупы и «кошки» для стягивания мин.
На завершающем этапе разминирования в Беларуси действовали тысяча инструкторов и более 14 280 минеров, в том числе свыше 300 женщин. Очистить от смертоносного металла предстояло почти 94 % территории республики.
В 1944 году добровольцы Осовиахима проверили более 58 000 квадратных километров территории, собрали и уничтожили 2 151 715 взрывоопасных предметов, в том числе почти 520 000 противотанковых и 489 000 противопехотных мин.
В 1946 году в сводном докладе «О работе по сплошному разминированию и сбору трофейного, отечественного вооружения на территории БССР» указывалось: «С апреля 1944 по сентябрь 1946 года из подлежащей разминированию общей площади в 196 659 квадратных километров было проверено, очищено от боеприпасов и разминировано 109 099 километров. Обнаружено и обезврежено мин — 1 746 661, авиабомб, снарядов и гранат — 8 088 886 штук».
Смертельная опасность подстерегала разминеров на каждом шагу. Многие мины были установлены в неизвлекаемое положение, были поврежденными, их взрыватели плохо вывинчивались. Самой опасной была работа с немецкими противопехотными минами и минами-«сюрпризами». Например, столбовая мина-ловушка представляла собой длинный герметичный цилиндр, установленный внутри деревянных опор (!) линий связи или электроснабжения. Время боевой работы такой мины могло составлять несколько десятков лет.
Тончайшие операции по обезвреживанию мин зачастую выполняли чувствительные девичьи руки. Выдержка из доклада, датированного 1946 годом: «Инструктор Лиозненской районной команды по разминированию Нина Довольцева лично обезвредила более 600 мин, была ранена и после выздоровления снова вернулась в команду; инструктор Бобруйской городской команды Акулич Р. С. руководила отделением, которое уничтожило 8 225 взрывоопасных предметов; боец-минер Горелик С. А. из Бобруйска лично обнаружила и уничтожила более 6 тысяч взрывоопасных предметов; инструктор Таисия Боженок из Витебской команды лично сняла свыше 1 тысячи мин…».
При выполнении опасных заданий в 1944 – 1946 гг. погибли 112 бойцов‑разминеров Осовиахима, из них 44 — в возрасте 17 лет.
Осовиахим (общество содействия обороне авиации и химическому строительству) — предшественник ДОСААФа, массовая добровольная общественная военно-патриотическая организация, существовавшая в СССР в 1927–1948 гг. Общество решало задачи военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к защите Отечества, формирования резерва для армии и флота.
В послевоенный период организации Осовиахима провели значительную работу по разминированию территории Беларуси. Указом Президиума Верховного Совета СССР Осовиахим был награжден орденом Красного Знамени за успешную работу в деле укрепления обороноспособности страны.
Справочно
Сериал «Пламя под пеплом»
Жанр – историческая драма.
Производство – «Беларусьфильм», 2022 год.
Режиссер-постановщик — Иван Павлов, известный режиссер, сценарист, актер. В 1998 году окончил Белорусский театрально-художественный институт по специальности «режиссер игрового кино» (мастерская народного артиста СССР кинорежиссера Виктора Турова). С 1993 года работает на киностудии «Беларусьфильм». Снялся более чем в 50 фильмах, режиссер 14 и автор сценариев к двум фильмам. В фильмографии Ивана Павлова такие известные работы, как народная комедия «Свежина с салютом» (2001 г.), фильм-драма «Глубокое течение» (по мотивам произведений Ивана Шамякина, 2005 г.), мелодрама «Соблазн» (2006 г.), сериалы «Возвращение Мухтара‑2» (2014–2015 гг.), «Ой, ма-моч-ки!..» (2013 г., 2017 г.). Иван Михайлович — лауреат VIII Республиканского фестиваля белорусских фильмов в номинации «Лучший телесериал» («Все, что нам нужно…»), обладатель приза «Бронза «Лiстапада» (лирическая комедия «На спине у черного кота»).
Соавторы сценария – Юлия Лешко и Людмила Перегудова.
Оператор-постановщик – Вячеслав Дунаев, принял участие в съемках семи кинокартин.
Композитор – Владимир Сивицкий, написал музыку к 23 игровым картинам и 15 документальным фильмам.
Художник-постановщик – Владимир Царикович, принял участие в создании восьми лент, в том числе фильма «Следы на воде».
Актерский состав: Александр Ткачёнок, Андрей Сенькин, Максим Пониматченко, Андрей Душечкин, Дарья Карпеченкова, Анастасия Криштапович, Татьяна Фёдорова, Анжелика Барчан, Владислав Солодов, Денис Паршин, Алексей Шутов, Алеся Самоховец, Дмитрий Чуйков, Никита Геращенко, Александр Плитко, Анатолий Терпицкий.
Продолжительность сериала: 8 серий по 44 минуты.
Камера, мотор, начали!..
— Иван Михайлович, как вам пришла идея фильма?
— Идею, как часто бывает, подсказала сама жизнь. Изучая историю послевоенного Минска, я наткнулся на документы об участии молодежи в разминировании в 1944–1946 годах, об организованных Осовиахимом специальных курсах разминеров. Это меня впечатлило. Стал изучать эту тему и выяснил, что после освобождения Беларуси в Минске было разминировано семь больших немецких закладок боеприпасов под главными зданиями. Фронтовые саперы ушли, и горожане принялись разбирать то, что осталось от родного города, используя целые кирпичи для мирного строительства. Люди подрывались на необезвреженных боеприпасах.Поработал и в архиве ДОСААФ, встретился со свидетелями тех событий. Тема стала обрастать деталями. Обратился за консультацией в противоминный центр. Там мне назвали ошеломляющую цифру: только за 2021 год нашими саперами было обнаружено и обезврежено более 25 тысяч боеприпасов! Для нас стало откровением: сколько же еще смертельных боеприпасов таит в себе белорусская земля! Мне дали подержать настоящий снаряд времен войны, уже обезвреженный. Признаюсь — было не по себе… Как же не снять об этом кино, не показать работу поколений разминеров?
Вспомнился случай из моего детства. В 1982 году я, мальчишка, вооружившись топором, выкорчевывал старый пень на даче. Размахнулся и рубанул по нему — раз, два. Пень не шелохнулся, только раздался странный звон. Когда же я врезал по деревяшке в третий раз — из-под расщепившегося корня вылетела… минометная мина! С тремя зарубками на стальном боку… К счастью, мина была без заряда. Как рассказали позже старожилы, ее корпус, скорее всего, оставили партизаны после выплавки тола.
— Насколько близка вам тема военной истории, героики нашего народа?
— Военная тема на «Беларусьфильме» была всегда и, я думаю, останется, потому что это наша историческая память. Эта тема должна присутствовать, чтобы молодые поколения знали, что было на самом деле в военное лихолетье, чтобы такое не повторилось никогда. Некоторые житейские детали, вошедшие в фильм, я взял из истории своего деда — офицера-фронтовика Ивана Петровича Быханова.Он в 19 лет ушел на войну, воевал на 1‑м Белорусском фронте, был дважды ранен, День Победы встретил в Праге. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. ». Свой последний парад мой дед принял в Минске в мае 2013‑го. Когда мимо трибуны солдат роты почетного караула проносил штандарт 1‑го Белорусского фронта, он не стеснялся слез. То были слезы победителя… У деда героя фильма, Николая Петровича Акулича, случается инсульт, он теряет речь и не может рассказать своим близким о важном. Это же случилось и с моим дедом. Так что в некотором смысле фильм посвящен моему героическому предку.
— Где проходили съемки? На экране — разрушенный послевоенный Минск…
— Основную часть фильма мы снимали на натуральной площадке киностудии недалеко от Смолевичей. Легендарный «Смолевуд», «Партизанфильм» расположен в 40 километрах от столицы, рядом с деревушкой Каменка. На почти 90 гектарах земли — луга, поля, лиственные и хвойные леса, даже есть два озера и узкоколейная железная дорога. Там построена целая аутентичная деревня: деревянные дома, хозпостройки, сельский клуб. Все натурально, даже электрические столбы, как в старину, деревянные.Минск снимали… в Бобруйске. Там сохранился ждущий инвестора бывший винный завод — с разбитыми стенами, горами кирпича — точь-в‑точь, как после войны. Художник-постановщик на этой основе смог воспроизвести кусочек минской улицы. Освобожденный Минск мы «дорисовали» с помощью компьютерной графики.
Часть съемок проходила на территории противоминного центра. Его специалисты стали нашими главными консультантами. Там же прошел и «курс молодого бойца» для актеров. Художественную съемку мы дополнили кинохроникой Минска 1944‑го, а также документальными кадрами работы современных саперов на месте обнаружения взрывоопасных предметов. Историческая обстановка в фильме воспроизведена с документальной точностью.
— Я заметил, что творческая группа, снимавшая картину, работает с вами уже не в первый раз. Расскажите о своей команде.
— Вместе мы, как принято говорить в таких случаях, съели пуд соли. Мы — это сценаристы, оператор, художник-постановщик, актеры. На съемках фильма было занято более 50 человек, чей труд остался за кадром: костюмеры, гримеры, пиротехники, каскадеры, «звукари», ассистенты и администраторы — все вносили свою частицу души в творческий процесс, в каждый дубль. Главное — мы друзья, настоящие, верные, проверенные работой, общим делом.— Что было самым трудным в работе над сериалом?
— В ходе съемок приходилось менять детали и целые сцены, на ходу вносить изменения в сценарий. И все это — во имя исторической правды. За съемочный день удавалось снять всего шесть-семь минут фильма.По ходу съемок мне приходилось учить актрис пришивать подворотничок к гимнастерке. Еще одна проблема — реквизит. Пришлось использовать музейные экспонаты и учебные пособия противоминного центра. На их основе мы отлили муляжи девятикилограммовых противотанковых мин из пластика.
Не подводила нас и погода. Вспоминается случай, когда съемочный период завершился, а надо было доснять одну летнюю сцену. На дворе уже октябрь, деревья облетели. А нам нужна зеленая листва! Выручил родной «Беларусьфильм» — на его территории мы нашли одно дерево с листьями. Это дерево как будто ждало, чтобы его сняли. Когда снимали в морозную пору лето, надо было не допустить, чтобы изо рта актеров шел пар во время диалогов. Спасла ситуацию киношная хитрость — артисты разговаривали… на вдохе! После переозвучивания зритель об этом не догадывается.
— А где вы научились пришивать подворотничок?
— В 1987 году на срочной военной службе! Я служил в знаменитом 40‑м отдельном командно-измерительном комплексе — центре дальней космической связи Военно-космических сил Министерства обороны СССР в Крыму, в селе Витино, недалеко от Евпатории.На его базе функционировал запасной центр управления наземной и орбитальной группировками. Дальность действия комплекса составляла пять миллиардов километров — до границ солнечной системы. Из Крыма управляли полетом первой в мире автоматической межпланетной станции «Венера‑1», затем аппаратами «Венера‑2», «Венера‑3», «Эхо», «Марс», там же проходили испытания луноходы. Служба была интересной. Перед увольнением в запас министр обороны Маршал Советского Союза Дмитрий Язов наградил меня медалью «За отличие в воинской службе». Так что военная тема мне близка и понятна.
— Чему вы удивились во время съемок?
— Тому, что земля не терпит опасное железо, которое осталось в ней после войны, выталкивает его на поверхность по сантиметру в год. Я этого раньше не знал. В противоминном центре мне рассказали, что по законам физики вода расширяется и при нагревании, и при охлаждении. При замерзании вода в почве расширяется и давит одинаково со всех сторон на снаряд или мину. А поскольку сопротивление земли сверху меньше, то опасный предмет медленно перемещается вверх. Того запаса смертоносного металла, который все еще хранит белорусская земля, хватит еще на много лет работы саперов.Военные инженеры рассказали нам и о «черных копателях», которые на свой страх и риск поднимают из земли боеприпасы в погоне за цветными металлами. Это просто кошмар! На память о сотрудничестве офицеры противоминного центра подарили мне несколько осколков от снарядов времен войны. Ужасные сувениры — тяжелые, ощетинившиеся острыми гранями.
— Фильм стал дебютным для молодых белорусских актеров. Как вы оцениваете их работу?
— Молодых актеров мы подбирали из выпускников Академии искусств, Республиканского театра белорусской драматургии и Театра-студии киноактера. К примеру, одну из главных героинь послевоенной сюжетной линии, молоденькую студентку мединститута Леночку, успешно сыграла актриса Театра-студии киноактера Дарья Карпеченкова. Это ее первая большая роль в кино. Военные инженеры рассказали ей, как себя вести при разминировании, как называются детали мин, показали, как что раскручивается. Ей было сложно представить, что чувствовал человек за секунду до взрыва, когда смерть смотрит в глаза. Тяжело было понять образ мыслей и мотивацию молодежи тех лет. Ее героиня добровольно пошла в разминеры. Она за справедливость: если не мы, то кто? В фильме Леночка не только занимается важным делом, но и находит свою любовь. По сценарию, отец Лены пропал на фронте без вести. Дед Дарьи — Прокофий Арефьевич Карпеченков — в годы войны пропал без вести под Смоленском. Вот такая вышла параллель. Роль Леночки драматическая, сложная, но Дарья с ней отлично справилась.Открытием фильма стал инструктор страйкбольного клуба «Барс» Александр Плитко, сыгравший Лешего. Он отлично дебютировал в качестве актера.
— Случались ли во время съемок курьезы?
— Неожиданных случаев хватало. Вот, например. По сценарию, разминеры расчищают сельскую дорогу, по которой будут гнать коров. Поле, дорогу и коров мы нашли в Вилейском районе. Во время прогона животные, непривыкшие к «муштре», заволновались и начали напирать на актрис, жмущихся к забору. Девчонки перепугались по-настоящему. Эти живые эмоции вы увидите в фильме. Так сыграть испуг невозможно! Еще один курьез связан с этими же коровами. Снимаем-то мы послевоенное стадо. А современные коровы — все с желтыми бирками на ушах для их идентификации. Фермеры — хозяева скота — наотрез отказались снимать бирки с коровьих ушей. Удалять бирки в кадре пришлось компьютерщикам…Еще один курьезный случай был связан с поиском незасеянного поля, которое, по сценарию, заминировано. Но в нашей стране таких полей просто нет! Пришлось местным сельчанам скосить для нас кусок луга, а нам — терпеливо ждать, когда трава вырастет в натуральную высоту.
— Что вы хотели сказать зрителю своим фильмом?
— Главный посыл нашего фильма — антивоенный. Это и дань памяти героическим предкам, и напоминание всем о ценности мира. «Пламя под пеплом» — не только про уничтожение опасных боеприпасов, это человеческая история, вплетенная в эти ужасные обстоятельства. И послевоенные, и современные саперы в сериале не только избавляют людей от страшных «подарков» войны, но и пытаются противостоять человеческой беспечности.Считается, что пока последний погибший солдат не похоронен, война не закончена. У нас чуть другая интерпретация: война не закончена, пока не найден и не уничтожен ее последний снаряд. И конечно, наша картина — о любви, мечтах, надеждах. Мы сняли фильм про классных ребят!
* * *
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что в современной информационной борьбе наше главное оружие — правда. Фильм «Пламя под пеплом» — это и есть правда. Ведь современные саперы противоминного центра Вооруженных Сил — офицеры, прапорщики, контрактники — добровольцы. Они и сейчас на передовой, продолжают работу тех молодых людей, которые после войны стали разминерами по зову совести. Фильм очень точно отражает послевоенное время и наши дни, поднимает важнейшую тему сохранения мира ради будущего новых поколений. Особенно актуально это звучит в Год исторической памяти.
Конец войне 1945 , где погоны введённые в 1943, это что за знаки различия ,таких не было , петлицы со звёздами это что за звания такие ?