Палачи тоже умирают (США, 1943) — Смотреть фильм
27 мая 1942 года. Чехословакия оккупирована нацистами. В Праге высокопоставленный нацист Рейнхард Гейдрих, назначенный рейхспротектором, собирает самых известных горожан и выражает неудовольствие актами саботажа на фабрика и заводах. Гейдрих считает, что чешские рабочие не просто саботируют жизненно важное производство на заводах «Шкода», но и призывают к сопротивлению, выпуская антифашистские листовки.
Если уровень производства не повысится, будут приняты самые строгие меры, и для устрашения будут проведены показательные расстрелы саботажников на заводской площади. Почти сразу же после собрания Гейдриха убивают. Для чехов смерть Гейдриха становится символом надежды на освобождение от фашистского гнета. Озлобленные гибелью германского наместника нацисты требуют от населения выдать убийц, гестапо начинает брать в заложники сотни невинных граждан, узников расстреливают по одному. Требование фашистов одно: выдать убийц Гейдриха…
Фильм "Палачи тоже умирают" (1943) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Фриц Ланг — Однажды в Чехословакии
Парадоксально, но этот фильм Фрица Ланга как-то позабылся. Да и призов в год выхода практически не собрал - тогда 'взрывала' все 'Касабланка'. Очевидная несправедливость. Милый эскапизм от Майкла Кертица смотрится на фоне реалистической Чехословакии, воспроизведенной Лангом, не более чем бликом. Да и снятый позже 'Рим - открытый город' не выглядит в сравнении с картиной Ланга таким уж безусловным шедевром.
А ведь все просто. В самый разгар Второй мировой войны Ланг снимает совсем не пропагандистскую агитку, а выверенный и серьезный психологический напалм про сверхсовременный на тот период исторический факт - убийство Гейдриха и последующие поиски убийц со стороны гестапо. Здесь закручивается определенная возня с участием ополчения и случайно вовлеченных персонажей. Убийцу нам представят сразу - вся интрига будет связана лишь со спасением. Пусть затянуто и не слишком вторая половина эффектной будет, но зато каков посыл. В сущности, перед нами ведь уже второе по счету, после 'Охоты на человека', личное послание о непримиримой мести. Фриц Ланг многое мог рассказать о настоящей крутости. Да, и Брайан Донлеви в главной роли - неимоверно великолепен.
В заключение отмечу, что акценты выдержанные в фильме тут важнее содержания. Несмотря на то, что итог войны был еще не в полной мере очевиден, Ланг продемонстрировал неимоверную твердость в оценках. Фашисты были лишены карикатурности или зловещего ореола. Нам показывали простых людей, делающих совершенно неправильное дело. Возможно разве-что жители Праги были показаны излишне романтично. Впрочем, для самого разгара войны - допустимое исключение. И еще темп. Ланг был настолько уверен в навязываемом темпе, что даже удивительно. Скучный, вязкий, напористый - этот темп был вполне допустим для современной ленты. Однако, Ланг позволял себе уверенность в каждой детали. А это уже показатель класса.
8 из 10