Море в огне / Оборона Севастополя (СССР, 1970)
Фильм "Море в огне" (1970) воссоздает героическую эпопею обороны Севастополя в 1941-1942 годах.
Осень 1941 года. Прорвав оборону под Перекопом и захватив Крым, фашистские войска начинают осаду Севастополя. Советский флот отведён в Новороссийск. Для защиты Севастополя остались лишь пушки кораблей, береговые батареи и несколько отрядов морской пехоты, обороной руководит генерал Петров.
Фильм "Море в огне" (1970) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD качестве:
Альтернативный источник фильма "Море в огне" (1970) в HD 720 - 1080:
«Что, Севастополь захотели!..»
Слава Севастополю! Гордому и прекрасному нашему городу!
«Вы стоите в веках, на высоких холмах, вы, как в давние дни непреклонны. О грозе и войне, расскажите вы мне, севастопольские бастионы».
Из истории:20 апреля 1941 года в Германии уже были подготовлены инструкции для будущих руководителей советских территорий, которые фашисты намеревались захватить. В планах Гитлера этим территориям давались немецкие названия. Так, советские республики Прибалтики, Белоруссия объединялись в одну область с названием «Остланд»; Новгородская, Псковская и Ленинградская области должны были быть объединены в одну область под названием «Ингерманландия»; город Симферополь переименовывался в «Оттенбург». Согласно генеральному плану «Восток» Крым должен был переименоваться — в память о крымских готах поздней античности — в «Готскую область» ("Готенланд» — «Земля готов»), а Севастополь — в «Гавань Теодориха» ("Теодорихенгафен»). Наряду с этим, для Гитлера были важны и другие исторические параллели. В Крымской войне в 1854/55 Севастополь долгое время сопротивлялся осаде англичан, французов и турков. Несмотря на его захват, город с тех пор стал русским «Городом — Героем», святость которого начинается в те времена, когда первые монахи из Византии начали христианскую миссию в Киевской Руси. Гитлер всегда подчёркивал, что он полностью осознаёт роль завоевания Севастополя в борьбе за мировое превосходство…
О героической обороне Севастополя в советский период снято всего три фильма: «Трое суток после бессмертия» (1963), «Море в огне» (1970) и «Следую своим курсом» (1974). Но только один из них даёт полную картину 250 дневной обороны (30 октября 1941 — 4 июля 1942). Это — «Море в огне» Леона Саакова. У зрителя есть право на личную оценку картины, но у него есть и обязанность оценить эту картину беспристрастно. История советского кинематографа — это тугой узел противоречий между теми, кто создаёт картину, и теми, кто её выпускает на большой экран.
Фильму «Море в огне» не повезло дважды: 7 мая 1970 года на экраны страны вышел первый фильм из киноэпопеи «Освобождение» «Огненная дуга», а 5 ноября 1971 года — пятый, заключительный фильм пенталогии «Последний штурм». И хотя дата создания «Море в огне» указана как 1970 год, на экраны он вышел лишь в феврале 1972. «Освобождение» посмотрели десятки миллионов зрителей, а об аудитории «Море в огне» даже нет достоверных цифр. Это первое. Второе — Леон Сааков, успевший снять несколько «негромких», но правдивых фильмов о войне, не стал играть со своей совестью в прятки, вложив в свою картину всё, что на тот момент могла пропустить цензура. Самое «негероическое» в картине — это эвакуация высшего командования на самолётах, подводных лодках и на лёгких плавсредствах. Этого нет в картине, потому что это совсем не патриотично — бросить армию на произвол судьбы. Именно по этой причине все художественные фильмы тщательно обходят данную щепетильную тему, снимая либо победный 1944 год ("Третий удар» (1948)), либо отдельные эпизоды из истории Севастопольского оборонительного района. В заслугу режиссёру можно поставить то, что вроде бы выглядит недостатком — обилие персонажей и «раздробленность» сюжетной линии. Но разве Сааков мог поступить иначе? Хронометраж — всего 2 серии, а нужно показать 8 месячное противостояние, в котором принимали участие сотни тысяч человек! Иногда самое яркое в фильме — это детали. На первый взгляд малозначительные, но на самом деле являющиеся настоящими хроникальными документами того времени: эпизод, в котором женщины отдают шёлковое бельё для запалов бомб, или эпизод, в котором солдаты варят кашу на шампанском, потому что «вся вода у немцев». Такие подробности дорогого стоят. Кроме того, Леон Сааков снимал не громкий, помпезный, бравурный фильм, он снимал почти камерную драму, в которой подвиг — вроде и не подвиг вовсе, а каждодневная тяжёлая работа. Кому-то может показаться, что батальные сцены слишком «просты». Это не так. Они просты лишь потому, что «голливудский стандарт» меняет вкусы зрителя. От громкости и масштабности взрывов настоящая ценность фильма никак не зависит. Она зависит лишь от актёров, вкладывающих душу в своих героев. Она зависит от режиссёра, идущего на компромисс с самим собой ради конечного результата. Она зависит от оператора, сумевшего запечатлеть самые выразительные сцены. Но в первую очередь она зависит от самого зрителя. Посмотреть картину — это, как минимум, вспомнить о тех, кому мы обязаны всем…
Искренняя благодарность всем, кто помнил о фильме в период его забвения, кто его восстанавливать и оцифровывал, даря возможность молодому поколению увидеть, как рождается и никогда не умирает Подвиг…