Молодая гвардия (СССР, 1948) — Смотреть фильм
Двухсерийный художественный фильм снят по одноимённому роману А. А. Фадеева «Молодая гвардия». В его основе реальные исторические события фашистской оккупации города Краснодона Украинской ССР. Фильм посвящается советским комсомольцам, павшим за свободу и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Июль 1942 года. Германские войска проиграли битву под Москвой. Гитлер объявил новую наступательную компанию на Сталинградском направлении. Его войска рвутся к Сталинграду.
На пути немцев стоит город Краснодон Украинской ССР. Мирная жизнь закончилась. Красная Армия под натиском неприятеля отходит на новые рубежи обороны. По приказу райкома партии на оккупированной территории оставляют оружие и боеприпасы для партизанской войны. Любовь Шевцова (Инна Макарова) остаётся в Краснодоне для подпольной работы. Ей приказано ждать инструкций от руководства. Эвакуация краснодонцев прервана немецкими танками. Комсомольцы вынуждены вернуться назад. В шахтёрском городке фашисты хозяйничают, как у себя дома. Для борьбы с оккупантами ребята формируют подпольную организацию «Молодая Гвардия».
По приказу немецкого командования на бирже труда формируются списки людей, которых должны угнать в Германию. Комсомольцы сжигаю биржу вместе со списками односельчан, освобождают советских военнопленных из концлагеря, распространяют антифашистские листовки. 7 ноября в честь Красного Октября над Краснодаром развеивался Красный флаг. Немцы сбились с ног в поисках неуловимых подпольщиков. Среди жителей города нашёлся предатель Родины, который выдал молодогвардейцев фашистам. Пытки и допросы в гестапо не сломили гордый дух комсомольцев.
«Вечная слава комсомольцам-молодогвардейцам, отдавшим свою жизнь за счастье поколений» [ЦК ВЛКСМ].
Фильм "Молодая гвардия" (1948) смотреть онлайн бесплатно:
Смотреть "Молодая гвардия" (1948) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Факты о фильме "Молодая гвардия" (1948):
- Самая страшная сцена в картине — казнь молодогвардейцев. Эта сцена снималась глубокой ночью. По воспоминаниям Клары Лучко, сцена снималась в Краснодоне именно у того шурфа, куда сбрасывали ребят. На эти съёмки пришли тысячи людей со всех окрестностей, знавшие молодогвардейцев, ведь съёмки проходили всего лишь через пять лет после событий. Когда произносил речь актёр Владимир Иванов, игравший Олега Кошевого, местные жители не просто плакали: они рыдали. Родители погибших ребят падали в обморок.
- «Молодая гвардия» — первый фильм, выпущенный на киностудии имени Максима Горького, ранее — «Союздетфильм».
- В начале 60-х гг. фильм был подвергнут серьёзному исправлению, изъятию отдельных эпизодов, местами — переозвучиванию. Выпуск новой редакции фильма был в основном связан с выявлением новых фактов и обстоятельств, связанных с «Молодой гвардией». Герой Евгения Моргунова (Стахович) был «переименован» в Почепцова, которого к тому времени выявили как подлинного предателя организации, и роль Моргунова была существенно сокращена. Имели место и сокращения, связанные с решениями КПСС о культе личности Сталина. По телевидению показывается исключительно «новая редакция» фильма, выпущенная в 1964 году.
Не погибла молодость, молодость — жива!
Этот великий, отмечающий вот прямо сейчас своё нешумное семидесятилетие фильм велик, кроме всего прочего, ещё и тем, что в нём единственном изображены военная молодость, подвиг её и слава — фактически ровесниками юных героев, прошедшими через ту же войну в том же возрасте, так же ею опалёнными, так же на ней повзрослевшими ("абитуриентами в кирзовых сапогах, гимнастерках, с нашивками о ранениях» были на курсе Герасимова и Владимир Иванов, и Сергей Бондарчук, и Сергей Гурзо, и Георгий Юматов, да все почти сколько-нибудь подходящие по возрасту студенты). А потому эмоция и жизнеощущение, транслируемые актёрами с экрана — предельно точны, предельно достоверны. Собственно, за достоверностью Герасимов и гнался, перенеся съёмки с риском для немногочисленной, частично трофейной кинотехники и дефицитной плёнки из студийных павильонов в Краснодон, степной, открытый миру и небу, с терриконами в горячем полуденном мареве на горизонте, в деталях воссоздавая одежду и убранство домов молодогвардейцев на киностудии, поселяя актёров, пущего погружения для, в семьи воплощаемых ими персонажей, а главное — торопя, торопя работу, снимая с листа не дописанного ещё толком романа Фадеева, с небывалой плотностью упаковывая сцены в съёмочные дни. Ему важно было не потерять дыхания военной молодости, спокойной обыденности её героизма в ощущениях актёров, не допустить замены реальных воспоминаний души и во многом ещё и тела — опосредованными, пропущенными через фильтры сознания и начавшего уже формироваться официального видения войны.
И добиться со своим актёрским курсом Сергею Аполлинарьевичу удалось невероятного: «Молодая Гвардия» была на экране не просто воссоздана — она ожила. «Доню моя, доню!» — причитала над Нонной Мордюковой в тюремной камере мать Ульяны Громовой, силясь шагнуть на экран, заплести ей растрепавшуюся косу, как сына и внука принимали у себя в доме Владимира Иванова мать и бабушка Кошевые. Семьи страшно погибших комсомольцев Краснодона все, как один, увидели на экране не актёров, но своих детей. Конечно, ощущению от фильма как от зачерпнутой ковшом части жизни немало способствовало уже сложившееся между актёрами-однокурсниками студенческое товарищество, пронизавшее их сценарное соединение сотнями эмоциональных и чувственных нитей, конечно, заметно полыхающие любовные искры между Сергеем Бондарчуком и Инной Макаровой, Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым согревали, расцвечивали дуэты и массовки, но главное было в безошибочно считываемом и сейчас внутреннем сродстве актёров с персонажами: плясавшая перед ранеными в госпиталях свою «Кармен» Инночка Макарова очевидно, не дрогнув, подожгла бы и немецкую биржу труда, как Любка, если бы это было нужно, а красноармеец и танцор Глеб Романов, игравший народное, молодцеватое и лирическое на передовой, перед атакой, на всю войну прошедшем с ним баяне, так же пел бы у отверстой, готовой принять его на смерть шахты, как Туркенич. В актёрской поросли жива была кипящая через край льющейся удалью, готовая к труду, готовая к подвигу молодёжь — это транслировал фильм Герасимова с экрана. И страна, побитая, измученная войной и послевоенным, на пределе всех сил трудом — верила и расправляла крылья.
В этом смысле «Молодая Гвардия» осталась фильмом идеологически уникальным — действительно, вкладываться столь дорогостоящие проекты в конце сороковых чаще у нас просто не могли себе позволить. Позже, к концу Оттепели, когда средства появились и война стала обязательным для любого режиссёра творческим испытанием, своеобразным аттестатом зрелости, восприятие её закономерно начало сначала матереть, а потом — и стареть вместе с ветеранами, приобретать глубину, нюансы, задаваться не всегда (во временной дистанции) удобными вопросами о цене Победы, скорбеть (порой чрезмерно эмоционально) о поруганных, об убитых, угнанных, масштабировать и по-разному фокусировать военные события. Но непосредственность не рассуждающей о цене и целесообразности своей жертвы, умной, весёлой, смешливой, деловито будничной в своём служении Отечеству молодости — оно утратило навсегда. И вот этой молодой витальности нашему кино о войне всегда, как по мне, не хватало. Не хватало простого, русского умения не жалеть себя и здоровой избирательности памяти. Чтоб в черный дым сражений, на броне покатой уезжали мальчики — стиснув автоматы, повидали мальчики — храбрые солдаты — Волгу — в сорок первом, Шпрее — в сорок пятом, показали мальчики за четыре года, кто такие мальчики нашего народа.