Лакомб Люсьен (Франция, ФРГ, Италия, 1974) — Смотреть фильм
Лето 1944-го. Люсьена Лакомба не взяли в партизанский отряд, зато с радостью приняли в ряды полиции, накормили, напоили, приодели и выдали оружие. Забитый деревенский мальчишка вдруг оказался вправе распоряжаться чужими жизнями, безнаказанно творить насилие, убивать. Но вскоре он влюбляется в еврейскую девушку Франс, которой грозит депортация…
Фильм "Лакомб Люсьен" (1974) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Альтернативный источник фильма "Лакомб Люсьен" (1974):
Действие разворачивается во французской глубинке во время Второй Мировой. Люсьен Лакомб — юноша, работающий где-то в госпитале в городе. Он приезжает домой в отпуск, но пока отец Люсьена где-то в плену, с его матерью на ферме живёт другой мужчина, а заодно и его работники, и парню там не рады, да и ему все это не по душе. Исполненный смутного томления и не знающий, к чему себя приткнуть, Люсьен просится в партизаны — кажется, просто потому, что его новый отчим этого бы не одобрил. Местный учитель, связанный с ними, Люсьена отговаривает, а тот вскоре, слоняясь по улицам, забредает в штаб Французской милиции (это такие коллаборационистские товарищи гестапо), где как-то ненароком выбалтывает, кто с ним говорил о маки. Учителя по этому нечаянному доносу берут, а Лакомба берут тоже — работать в милицию…
Вот это нечаянное предательство очень показательно. Лакомб не нарочно зашёл туда, куда зашёл; болтал он там не ради выгоды, а просто пытаясь поддержать разговор с милыми, весёлыми людьми, что налили ему выпить; когда схваченного учителя вводят, Люсьен испытывает искреннее недоумение и, очевидно, не сразу может связать это со своими откровениями. Но связав, Люсьен Лакомб не демонстрирует никаких признаков угрызений совести, хоть бы намека на чувство вины перед человеком, который хотел уберечь его, Лакомба, и которого он фактически убил. Критик говорит, что Люсьен «лишь по стечению обстоятельств стал сотрудничать не с маки, а с фашистами», и это совершенно верно — но странно не слышать, насколько ужасны эти слова. Для нормального человека между этими двумя крайностями обязано стоять нечто большее, чем случайность. Но Лакомб Люсьен — человек в точном смысле безнравственный. У него, очевидно, вообще отсутствует совесть, самая способность ощущать дискомфорт от того, что в твоих интересах унижают беспомощного старика, от того, что силой вторгся в чужой дом и быт, от того, что кого-то убиваешь. Это может быть связано с тем, что за весь фильм в голове у Лакомба, кажется, не было ни одной мысли. Пьер Блез создал замечательный образ — Люсьен выглядит, во-первых, эдаким милым насупленным ребёнком, а во-вторых — абсолютным чистым листом. Ведь даже его личность — вся заёмная, от развязных манер и костюма, взятых у товарища по милиции, до нелюбви к «тыканью», присвоенной у еврейского портного.
Проблематика войны и коллаборационизма тут, как ни странно, не на первом месте. В первую очередь «Лакомб Люсьен» фильм о проблеме юношеского бунта, об отношениях поколений. Несколько старших людей, встреченных им на жизненном пути, последовательно пытаются помочь Люсьену — в первую очередь помочь ему стать человеком. Пробудить-таки в Люсьене совесть — кажется, едва ли не более важный мотив портного Горна, прервавшего своё домашнее заточение, чем стремление сохранить остатки собственного достоинства. И когда в финале Люсьен бежит с его дочерью, зрителю остаётся гадать — оно ли это, пробудилось ли наконец в Лакомбе Люсьене нравственное чувство, или это просто животное стремление защищать свою самку? Ведь чувства к Франс — вообще единственное проявление у Люсьна индивидуальности…
Но я отвлёкся. Так вот, изначально Люсьен ищет маки (и в итоге приходит к коллаборационистам) из-за конфликта в семье. Его вступление в милицию до крайности похоже на вступление в уличную банду: задушевный разговор, «давай-ка мы тебя приоденем», немного демонстрации мелочной власти… Горн становится для него как бы суррогатом отца, против которого Лакомб нарочито бунтует без всякой необходимости. В свою очередь и истероидная Франс связывается с Люсьеном, провоцирует и его, и своего отца, явно из-за усталости от замкнутой домашней атмосферы, от робкого родителя в халате и полусумасшедшей бабушки с вечным пасьянсом.
Среди персонажей выделяется более всего Альберт Горн в великолепном исполнении Хольгера Лёвенадлера; хотя портной и не безупречен, он обладает достоинством, чего лишены практически все прочие герои фильма. Лёвенадлер создал пронзительный и трагический образ, и его вечно поднятая бровь создаёт потрясающий — смысловой! — контраст с гладким лбом и наглой улыбкой Лакомба.
Помимо этого можно заметить, что милицию Маль изобразил, в первую очередь, сборищем неудачников. Полицейский, уволенный за взятки, промотавшийся дворянский сынок, третьестепенная актриска… Штаб милиции во всех отношениях более всего похож на притон.
Манера съёмок Маля подчёркнуто контрастирует с содержанием фильма — большинство кадров наполнены светом и воздухом (в особенности сцена первого ареста с участием Лакомба), виды французской глубинки безмятежны, даже когда на этом фоне марширует гестапо… Внешне «Лакомб Люсьен» — специфически французское лёгкое кино. На зелёной травке стрельба и кровь шокируют сильнее.
Малю удалось снять сильное антифашистское кино, которое одновременно было актуальным для его времени (впрочем, и вневременным) произведением о бессердечной юности и инфантильном идиотизме. «Лакомб Люсьен» — замечательный фильм.
8 из 10