Козара (Югославия, 1962) — Смотреть фильм
Партизанский отряд оказывается загнанным в тупик под горой Козара, что в Северной Боснии. Фашисты окружили бойцов и начинают свое наступление. Партизаны не могут отступать, ведь в их лагере очень много раненых солдат, женщин, стариков и детей. Единственное, что остается боснийцам, это дать отпор оккупантам, на сколько хватит сил и времени. Силы противника превосходят численность партизанского отряда, однако количество не имеет значения, когда за твоей спиной невинные люди, которых ты должен защитить. Боснийцы отчаянно сопротивляются и стоят насмерть за каждый метр земли. Если судьба распорядилась так, что это их последний день, то проведут свои последние часы жизни достойно сражаясь за отечество!
Фильм "Козара" (1962) смотреть онлайн бесплатно:
Смотреть фильм в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Ну, за югославских партизан!
Да, жителям ныне раздробленной усилиями США и НАТО на 'удельные княжества' Югославии есть, чем гордиться перед всем миром- своими героическими партизанами! Столь масштабное по охвату территории и числу бойцов партизанское движение в годы Второй Мировой войны было ещё только в Белоруссии и на Украине.
Потому югославский послевоенный кинематограф, как и 'Беларусьфильм', справедливо и по-доброму можно назвать 'Партизанфильмом'. Кстати, наши славянские братья во всесторонней и массовой разработке данной темы почти на 10 лет опередили белорусов! В 60-х годах прошлого века они сняли, только по моим скромным (!) подсчётам, не менее 20-ти серьёзных, глубоких и интереснейших картин о борьбе партизан за свободу своей Родины.
Слабо, некачественно их снять было нельзя просто по определению: тема-то святая, народ бы 'лажи' не простил! (В скобках: это у нас, в современной России народ почему-то часто прощает авторам многих 'военных' фильмов (вроде 'Белого тигра') и сериалов недостоверность, а то и явную 'фантастику', откровенную халтуру; люди, неужто у вас такая короткая память, которая пробуждается только на 9-е мая?). За исключением картин, рассказывающих об отдельных военных эпизодах или боевых заданиях, у большинства тогдашних югославских 'партизанфильмов' много общего, схожего и в художественной концепции, и даже в синопсисе, сценарии, в чём лично я не вижу ничего плохого. Как правило, повествуется о том, как партизаны оказываются в трудном, порой безвыходном положении (зажаты, отрезаны, окружены превосходящими силами фашистов), но, благодаря находчивости и мужеству, ценой огромных потерь всё же пробивают путь к свободе и продолжают борьбу с оккупантами.
Такова и наша 'Козара', такова же и вышедшая семью годами позже более 'размашистая' (копродакшн, мировые 'звёзды'- Юл Бриннер, Сергей Бондарчук, Франко Неро, Курд Юргенс), дорогая и, пожалуй, более известная (номинация на 'Оскар' как лучший фильм на иностранном языке) 'Битва на Неретве' (режиссёр, между прочим, один и тот же - Велько Булайич), которую настоятельно рекомендую посмотреть как своеобразное продолжение и развитие темы. Кстати, обе ленты роднит один 'момент': и там, и там у видного партизана погибает кто-то близкий, о чём он не знает, а его товарищи до последнего хранят тайну и говорят о нём как о живом. Это, вообще-то, мудрое военное правило: никогда не сообщать бойцу/командиру о его личных потерях перед большой битвой, дабы не поколебать его воинский дух и не ввести в уныние! А вот и ещё одна важнейшая черта югославских 'партизанских' фильмов той поры. Огромное внимание (иногда собственно партизаны и их боевые действия даже уходят на второй план) в них всегда обращено на Народ, на его боль, страдания и беспримерную стойкость (в 'Козаре' - поют песню о родном крае под дулами карателей-эсэсовцев!). Я всегда поражался тому, как просто, естественно, органично (и замечательно снято!) смотрятся эти люди на экране, старики и молодые, простые крестьяне и партизанские герои! В них не чувствуется ни капли фальши, наигранности... Неужели у югославов было столько отличных актёров, откуда? Потом только я понял: не в актёрском мастерстве дело! Это же Сам Народ, живя недавними воспоминаниями (страшная война закончилась всего 20 лет назад), предстаёт перед миром на экране, играет самого себя. И в этом мире не найдётся ни одного самого великого актёра, который бы сыграл лучше!!! Ещё от меня низкий поклон старому югославскому 'партизанфильму' за просто потрясающее мастерство в показе коротких, болевых, жестоких 'военных' сцен, органично вписанных в общую канву повествования. В нашей 'Козаре' их множество, и они эмоционально бьют зрителя наповал... Например, малыш подползает в кустах к только что убитой матери: 'Мама, бай-бай, бай-бай...' Мои глаза тут же превратились в Ниагарский водопад...
Вот так-то. Не думаю, что моя здешняя оценка 'Казаре' завышена. Как не завысил свою оценку ММКФ в 1963-м, присудив ей Главный приз. Поэтому с радостью подниму стопочку вина и провозглашу тост в духе 'генерала' Булдакова: 'Ну, за югославских партизан, за югославский 'Партизанфильм', за 'Козару'!
8 из 10
Фильм редкой пронзительности, не раз выжимает слезы и держит в напряжении от начала до конца.