Горькая жатва / Горький урожай (ФРГ, 1985) — Смотреть фильм
Драма о фашистской оккупации Польши в годы Второй мировой войны.
Польша, 1943 года. Нацисты депортируют австрийских евреев в польское гетто. Во время депортации из вагона сбегает еврейская женщина. Её находит в лесу польский крестьянин Леон Вольный. Ночью Леон перевозит женщину на свой хутор. Роза нуждается в медицинской помощи. У неё жар. Совместная жизнь в одном доме сближает Леона с Розой, но разное воспитание и образ прошлой жизни сказываются на их взаимоотношения. аристократки из буржуазной семьи и простого польского Вынужденное совместное проживание еврейской аристократки из буржуазной семьи и зажиточного польского крестьянина оканчивается катастрофой.
Фильм "Горькая жатва" (1985) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве:
Смотреть фильм "Горькая жатва" (1985) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Обыкновенный садизм
Говорят, если первой на дороге встретить женщину, это принесет несчастье. А еще говорят, что найденное на пути лучше не брать с собой, ведь это грозит лишь большими потерями. Вряд ли об этих приметах знал флегматичный холостяк Леон, приютивший найденную в лесу обессилевшую брюнетку с испуганными глазами и явными признаками лихорадки, падающую замертво при виде куска хлеба. Появление женщины в его безрадостной жизни не замедлило принести беды и страдания, и не столько оттого, что спасенная была бежавшей от расправы еврейкой, но и из-за необъяснимой притягательности болезненной незнакомки. За десять лет до агонии «Полного затмения» Агнешка Холланд конструирует исступленные отношения и разрушительное столкновение характеров, приносящее лишь взаимные страдания души и плоти. В происходящих во время Второй Мировой событиях, война – лишь далекий голос редких сводок, настоящие же столкновения – у людей внутри.
«Горькая жатва» предельно холодна и сдержанна – преобладание холодных оттенков, минимум цветов, почти физически ощутимая промозглость подвала, ставшего для Розы домом. Холод даже там, где его не должно быть, как летящий крупными хлопьями снег, который на деле оказывается пухом из перин репрессированных евреев. Из символов здесь – лишь мистический и первобытный лес, где находят, теряют и мучительно ищут потерянное. Фильм предельно камерный – с трагедией, замкнутой в пределах стоящего у опушки леса дома, хранящего свои тайны, и историей, где все побочные персонажи – просто однообразные и безликие фоны.
В маленьком фильме, как его назвала сама Холланд, простота формы противопоставлена сложному внутреннему конфликту. Суть картины, в которой нет места однозначным характерам и поспешным суждениям, в трансформации двух центральных образов, поэтапном раскрытии глубинных мотивов, эмоций и страхов. Поначалу скромный Леон кажется добрейшим человеком, ставящим банки больной женщине, стыдящимся своего богатства и готовым пожертвовать церкви, чтобы она простила его грехи. Но Роза спасена то ли из милосердия, то ли оттого, что полюбилась герою с первого взгляда, а о чувстве вины за богатства он забывает, едва появляется очередная еврейская собственность, которую можно купить за бесценок. Леон – не романтический герой, а глупый маленький человек, живущий в вечном страхе – перед нацистами, перед пересудами, перед женщинами. Поляк, назвавшийся фольксдойче, чтобы защитить себя и процветать под крылом Третьего Рейха. Холланд создает неожиданный образ человека, который живет на измученной польской земле и не понимает сути нацизма, думая, что евреям воздается за иноверие. Молчаливая Роза с невыразительными чертами лица тоже далека от образа роковой женщины, но кажется значительно разумнее своего спасителя и вызывает значительно больше симпатии.
Хотя в это хочется поверить, в отношениях между Леоном и Розой нет любви, есть лишь похоть, сделавшая пана Вольны своим рабом. Момент, когда история спасения перерастает в драму, до боли похожую на знаменитого «Коллекционера», в фильме Холланд незаметен. Как Рене Галимар в «М. Баттерфляй» или как Верлен из «Полного затмения» он любит придуманный образ человека, которого совершенно не знает, клянется, что боготворит душу, но лишь хочет обладать телом. Леон – еще один Калибан, считающий, что лишенная свободы женщина сможет его полюбить, а отношения, основанные на силе и принуждении, принесут свои плоды. Психоз, принятый за любовь, порождает страдания, контроль развращает, а объект любви никогда не примет ее без отвращения. Лишним доказательством несовместимости героев становится конфликт иудейской и католической веры, разводящий пути героев к единому богу по разные стороны религиозного самоопределения. В опустошающей «Горькой жатве» нет идиллии, есть лишь болезненные страсти внешне самых обычных людей в убедительном исполнении Армина Мюллер-Шталя и Элизабет Триссенар.
Урожай непременно будет горьким. Иначе и быть не может в конце зимы.