Большой побег (США, 1963) — Смотреть фильм
Большой побег (1963) - История побега американских, английских и канадских военнопленных из немецкого плена. По мотивам книги Пола Брикхилла (Серебряный приз Московского МКФ). Основан на реальных событиях.
Смотреть фильм "Большой побег" (1963) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Фильм "Большой побег" (1963) смотреть онлайн бесплатно:
- Костя, учти: голова пролезет - все пролезет... - Да знаю я!
Большой побег (или Великий побег) - творение несомненно культовое и многозначащее в кинематографе. Влияние его на многие фильмы жанра бесспорно; многие режиссеры последующих лет оглядывались на сие творение, кто с неуверенностью, кто с восхищением. Дети и подростки с воплями вели виртуального МакКуина на путь к долгожданной свободе. Едва слова 'стойкость' и 'героизм' звучали в предложении, любители кино сразу вспоминали название этого фильма. Словом, успех его огромен...
Поэтому с робостью и восхищением я попробую кратко проанализировать данную работу Джона Стёрджиса и разобрать её на анионы и катионы.
'Большой побег' (1963) обладает ярко выраженной корреляцией, с одной стороны, с военными драмами о нацистских лагерях, с другой - с фильмами о побегах из всевозможных мест заключения (будь то даже 'Побег из курятника' или 'История игрушек: Большой побег' - не будем обижать аниматоров).
Если сравнивать 'Большой побег' с работами на тему нацистских лагерей, то приходится с грустью последовать примеру Зоила, бичевавшего шедевры Гомера. Ведь данный проект далек от того страшного антигуманизма, коим проникнуты другие фильмы этого под-жанра. И уж, не дай Спилберг, посмеить мне сравнить его с бессмертными 'Списком Шиндлера' и 'Мальчиком в полосатой пижаме', но вот столкнуть его лбами с менее известным трудом я рискну.
Возьмём фильм 1987 года Джека Голда 'Побег из Собибора' с Рутгером Хауэром и Аланом Аркиным. Тематика и концепция обоих фильмов схожи. Да, 'Большой побег' выигрывает и по актерскому составу, и по человеку, сидящему в режиссерском кресле, и, уж конечно, по известности. Но вот чего в нем нет, так это реалистичной, хватающей за сердце драматургии, человечности, если хотите. В свою очередь, в 'Побеге из Собибора' нет той часто встречающейся поверхности, нет умалчивания, недалёкости, кукольности, которые, увы, напичканы в работе Стёрджеса.
Да, всем известно, что с западными военнопленными обращались в разы лучше, нежели с советскими (воспоём хвалу Женевской конвенции) - тут нет смысла изобретать велосипед. Те же сюсюкания немцев с американцами и англичанами мы видели в 'Войне Харта'. Дело тут в извечном солипсизме Западного мира, презирающего восточные народы. Но в подобные диатрибы нам лучше не впадать...
Серьёзный (и пожалуй единственный) минус фильма в том, что при всём просмотре не можешь удержаться от ироничной улыбки. Союзники-военнопленные ведут себя в плену у врага, будто Кости Иночкины в пионерлагере: прячутся от вожатых, с озорством крадут харч и одежду, шушукаются, устраивают секретные сходки. В перерывах между этими проказами они вальяжно пьют чай, со смаком закусывая его шоколадкой, шатаются по территории с безразличием отдыхающих и панибратски общаются с охраной. И вот из этакого 'Орлёнка' и стремится сбежать группа солдат во главе со Стивом МакКуином.
Теперь о положительном. В голливудском пантеоне фильмов о побегах 'Большой побег' (ох, уж мне эта тавтология) занимает ведущее место (название фильма с неприкрытым пафосом скромно намекает на это). Мы выяснили, что этот проект не претендует даже на лёгкое дуновение трагизма. Нацистский лагерь представляется здесь всего лишь декорацией, подобно Алькатрасу или Шоушенку. И вот по этим то декорациям с азартом жаждущих воли игроков бегает, стреляет, гонит самогон (?!), роет, ездит на мотоциклах своеобразная актёрская команда мечты.
Бедные, несчастные немцы! Могли ли они подумать, что у них в плену окажется аж половина 'Великолепной семёрки': Стив МакКуин, Чарльз Бронсон и Джеймс Коберн? А вне съёмочной площадки грозно следит за происходящим и создатель 'Семёрки' Джон Стёрджес? (Ещё повезло, что не сам Куросова, а то, быть может, 'Великолепная тройка' сбежалы бы от немчуры за 2 часа, а не 3).
Подводя жирную черту под вышесказанным, стоит со стойкостью сказать, что, отодвинув в сторону уже проанализированное отсутствие глубины в фильме, 'Большой побег' заслуживает высокой оценки. Актёрская группа, режиссура, экшн-сцены, ёмкие диалоги, добротный юмор нивелируют шероховатости, вызванные лишь западным менталитетом, но никак не отсутствием кинематографического дарования. Поэтому создателям кинокартины 'Большой побег' можно твёрдой рукой ставить 9 баллов из 10.
В конце рецензии добавлю кратенький аполог-напутствие киноманам: накармливая свой свой взор, не забудьте напоить и душу, иначе появится язва..Прошу прощения, за слабость к аллегориям... Удачи!