Азбука страха (Югославия, 1961)
Загреб, 1943-й год. В семью директора Национального Банка Больнера устраивается на работу молодая служанка Катица. Неуклюжая, но услужливая деревенская девушка не вызывает подозрений. Ведь она даже не умеет читать! Но на самом деле под маской простушки скрывается студентка Вера, которую давно разыскивает тайная полиция. Девушка пошла на риск и вернулась в город из леса, чтобы найти список провокаторов, засланных к партизанам.
Дело осложняется тем, что хранитель списка предателей Больнер и тайная полиция Хорватии проводят операцию втайне от Гестапо и немецкой комендатуры, ведя свою собственную игру. Так что Больнер точно так же, как и Вера, опасается разоблачения. Победить же в этом незримом поединке сможет тот, кто преодолеет свой страх…
Смотреть "Азбука страха" (1961) в хорошем HD 720 - 1080 качестве:
Фильм "Азбука страха" (1961) смотреть онлайн бесплатно:
Поединок со страхом
В фильмах о шпионах (или, если хотите, разведчиках) всегда так или иначе на передний план выступает романтика «невидимого фронта». Борьба между противостоящими сторонами (разведкой и контрразведкой) обязательно должна быть напряженной, утыканной острыми иглами интеллектуальных поединков, иногда переходящих в физическое противостояние, и обязательно наполненной постоянным саспенсом. Будь то угроза разоблачения для шпиона или угроза поражения для служб безопасности. Но все-таки саспенс, как элемент шпионского триллера хоть и является элементом обязательным, крайне редко выходит на передний план, как правило, оставаясь в тени психологических игр и криминальной романтики. Вспомните, хотя бы «Семнадцать мгновений весны» или ранние фильмы Хичкока (того же «Секретного агента»). Даже в великолепном «Нет выхода» с Кевином Костнером, где вся интрига, казалось бы, построена на страхе разоблачения агента, сам этот страх остается за кадром, скрываясь за детективными хитросплетениями сюжета.
Именно поэтому, югославская картина «Азбука страха» так резко выделяется среди прочих жанровых лент. Выделяется настолько, что ее даже как-то неудобно называть «шпионским триллером». Да и «фильмом про разведчиков» или «подпольщиков» — тоже. Потому что название работы режиссера Фадиля Хаджича абсолютно точно отражает ее содержание. Главным для режиссера здесь было исследование страха, его корней, его природы и возможности для отдельного взятого человека его преодоления. А все остальное, в том числе и шпионские игры, отходит на второй план.
Оттого-то сама по себе интрига, ради которой партизанская разведчица отправляется во вражеское логово, остается довольно невнятной. Поэтому в фильме нет прямого противостояния между разведкой и контрразведкой. Зато сколько угодно противостояния между человеком и его собственным страхом. Играющие друг против друга банкир Больнер и подпольщица Вера одновременно играют и против немцев, а потому одновременно боятся разоблачения. Ведь Больнер, обладающий списком засланных в партизанский отряд провокаторов, работает на хорватскую контрразведку, действующую в тайне от своих немецких покровителей в интересах некой «третьей стороны», а потому, в случае разоблачения, тоже едва ли может рассчитывать на снисхождение.
Казалось бы, завязав столь сложную интригу, Хаджич может полностью сосредоточиться на ее развязывании, загадывая зрителю одну детективную загадку за другой. Но собственно детектив на этой самой интриге и заканчивается. Разгадывание загадок в сферу интересов режиссера в этот раз не входило. А вот нагнетание саспенса, создание атмосферы тотального страха — очень даже. Способы для этого используются не слишком оригинальные, зато весьма эффективные. Например, чередование кадров обыскивающей кабинет своего патрона Веры и неожиданно вспомнившего о забытой там вещи Больнера.
Кажется, сейчас шпионка будет разоблачена, но хозяин входит в свою святая святых… А там никого нет. Другой пример — постоянное напоминание о неких предметах, которые неизбежно должны сыграть роковую роль. Например, об украденном Верой у хозяина портфеле. Девушка постоянно его перепрятывает, и каждый раз камера на нем подолгу останавливается, давая понять, что это то самое ружье, которое неминуемо выстрелит в третьем акте.
Приемы эти, конечно, нехитрые, но способные при умелом использовании создать необходимую атмосферу. А использует их Хаджич мастерски, дополняя деталями и окружая вспомогательными персонажами (такими, как наивная младшая дочь Больнера, «обучающая» студентку Веру чтению, или немецкий летчик-ас, ухажер ее старшей сестры). В результате, чем ближе финал, тем атмосфера тотального страха сгущается сильнее. И тем больше требуется от исполнительницы главной роли Весны Боянич. И она со своей задачей справляется блестяще. Ее Вера боится. Страшно боится. До тошноты, до дрожи в коленях. Но на людях она должна оставаться наивной неграмотной Катицей, которой бояться абсолютно нечего, а значит страх должен быть загнан в самый дальний угол ее сознания. Больнер тоже боится — боится потерять доверие немцев, националистов, своих иностранных покровителей. Для него участие в заговоре — очень рискованная ставка, которую он сделал помимо своей воли, а потому его страх, возможно, даже сильнее страха Веры. И он точно так же, как и его служанка, не имеет права демонстрировать его даже перед своими близкими, не говоря уже о немецких военных, с которыми Больнеру приходится иметь дело по службе. При этом Вера, несмотря на смертельную опасность, знает, чего ей бояться, а Больнер не может определить, с какой стороны на него может обрушиться удар. Что делает его даже более уязвимым.
Хаджич ловко манипулирует страхом, играет им едва ли не с наслаждением, ставя своих героев (прежде всего, конечно, Веру) в ситуации, когда любая случайность может обрушить на их голову лавину. В отличие от многих (даже очень хороших) триллеров, он не отпускает натягиваемую тетиву ни на секунду. И та при этом не рвется и не ослабевает до самого финала, превращая фильм «Азбука страха» практически в идеальный триллер. В тот триллер, который способен заставить зрителя испытать те самые чувства, что переживают на экране его герои. И выучить «Азбуку страха».