Апокалипсис: Первая мировая война (Франция, Канада, США, Бельгия, 2014)
"Апокалипсис: Первая мировая война" (2014) - документальный сериал созданный на основе более 500 часов восстановленных в цвете и озвученных архивных киноматериалов, большая часть которых ранее не показывалась. Мы перенесемся в эпицентр военных действий, от окопов северной Франции до менее известных фронтов в России, Сербии, Турции и Палестине, и также увидим повседневную жизнь гражданского населения в тылу.
Док. сериал "Апокалипсис: Первая мировая война" смотреть онлайн бесплатно все серии подряд в хорошем hd 720 - 1080 качестве:
Альтернативный источник фильма "Апокалипсис: Первая мировая война" (2014)
Путешествие на край жизни
Война. Яснее всего значение этого слова понимают погибшие солдаты, к (не)счастью для живых, не способные поведать о своем ужасном опыте. Война — суть событие, ситуация вполне неописуемая и непознаваемая. Переживший ее никогда и ни при каких условиях не будет прежним. Но как хотя бы в минимальной степени почувствовать и понять для себя этот жестокий феномен существования вновь и вновь повторяющийся в истории? Увы, сегодня мы видим слишком много тщетных и неудачных попыток. С одной стороны, война преломляется сквозь призму художественного восприятия, результатом чего выходят продукты совершенно противоположной степени качества — в одном случае это великая реалистическая трагедия, в другом грубый китч и почти насмешка. С иной стороны сам феномен войны тонет в океане фактологических данных, бесчисленного множества теорий и интерпретаций, также уводящих зрителя от реального положения вещей, только в противоположном направлении. Есть много гениальных фильмов и книг о войне во всех жанрах, еще более обширно поле просто хороших произведений, базирующихся в своей области, но совсем не много проектов, пытающихся расширить саму форму подачи материала и вслед за известным канадским философом Маклюэном показать, что смысл сообщения напрямую зависит от формы его подачи.
К счастью для всех русских людей почти за десятилетие до выхода эпохального проекта французских мувимейкеров на ниве гипердокументального кино блестяще потрудился наш арт-хаусный режиссер Сергей Лозница (ремарка, документальный проект Ромма «Обыкновенный фашизм» нечто совсем другое, вспомните хотя бы голос режиссера за кадром). В 2005 году на экраны вышел его проект, целиком состоящий из раскрашенных и отретушированных кадров кинохроники осажденного фашистами Ленинграда. Занятно, что Лозница сумел избежать некоторых проблем, на которые натолкнулись французы и в итоге представил на суд публики шокирующе гиперреальное документальное кино, в своем минимализме кричащее о яростном отвержении любого трагипафоса, идеологической интерпретации, о пренебрежении к историческим цифрам и фактам. Объектом рассмотрения «Блокады» было всего одно бесконечно важное, многозначное, но очень трудное для понимания слово…жизнь.
Сохранять жизнь в воронке смерти и ада — как описать и воочию увидеть этот парадокс? Сполна описать всю картину этого абсурдного положения, впервые в истории человечества возникшего во времена первой мировой войны, помогли бесчисленные километры отснятой кинохроники, бесстрастно документирующей все происходящее и обнажающей оборотную сторону настоящей бойни. Посмотрев этот фильм можно еще раз убедиться в том, что мероприятия подобные первой мировой имеют совсем мало общего с трагическим пафосом, великими деяниями или блестящими сражениями. Не будет ошибкой констатировать, что все это, если когда-то и было, то осталось в прошлом вместе с атавистическими методами ведения сражений. Теперь война есть безграничная грязь (в фильме "Апокалипсис: Первая мировая война" вы увидите бескрайние грязевые поля, в которых солдаты жили годами), бесконечное ожидание собственной смерти, абсолютная беспринципность, безрассудность и бессердечие правителей, а также горы трупов и все более и более изощренные и жестокие методы убийства ближнего. Но это только одна сторона, которой война обращается к народу, а ведь есть и другая…
Сериал "Апокалипсис: Первая мировая война" то и дело прибегает к приемам параллельного монтажа, играя на эффекте резкого контраста. Сперва авторы во всей нищете демонстрируют жизнь простого солдата на фронте, погибающего от пуль, грызунов, холеры или истощения, и сразу после следуют кадры с другого конца жизни — встречи правящих верхушек, остающихся совершенно холодными и безучастными к судьбам миллионов, ведущих какие-то запутанные интриги по разделу власти и территорий. Временная удаленность, аутентичность и отличное качества съемки не могут не захватить дух при виде статных, навсегда канувших в прошлое королей, царей, кронпринцев, генералов и маршалов, некогда чистейших и благороднейших кровей, таящих за своими мундирами и безукоризненными униформами истинную бездну жестокости, боящихся неотвратимого восстания масс и утраты власти.
В их запечатленных лицах и глазах можно прочесть больше, чем написано во всей массе исторической литературы — роковое понимание скорого конца своего владычества, отчаянную жажду пнуть ногой колесо истории, хоть ценой жизни всего человечества. Уникальность фильма как минимум заключена в документом запечатлении последних, по-настоящему больших лиц мировой политики прошлого, навсегда канувшей в лету.
Сложно сказать выиграл бы фильм, остановившись (или скорее поднявшись) на ступени искусно и с пониманием смонтированной кинохроники, бросающей вызов условности и обнажающей саму кошмарную суть события под названием «первая мировая войны». Возможно, спасовав перед столь сложной миссией, или преследуя иные цели, связанные с форматом вещания и ориентацией на познавательный характер, авторы решили придерживаться четкой структуры повествования. Для наглядности вводится политическая карта мира, на которой изображаются передвижение войск и захваченные территории, в самом сжатом и кратком виде резюмируется основная политическая и военная установка тех или иных государственных деятелей, в максимально общем плане описывается мотивировка и намерения государств в общем контексте изменения расстановки сил.
К сожалению, на мой взгляд, это очень полезное и познавательное, но все-таки крайне спорное решение не улучшает фильм в целом. Факты, преподносимые создателями, могут заинтересовать только людей почти совсем незнакомых с историей (к сожалению, таких большинство). В основном это довольно распространенные данные, упорядоченные далеко не в самых стройный и органичный лад. Возникает подозрение, что авторы так и не смогли решить в каком направлении им двигаться — то ли до самого минимума сжимать энциклопедический материал, пытаясь обнажить нерв фильма в кинохронике, то ли расширять историю, преподнося зрителю углубленную мотивацию, хронологию и событийность, в связи с чем, естественно, возрастет общая длительность и сложность проекта с точки зрения восприятия. Конечно, нельзя обвинять создателей в том, что они поступили разумно и прагматично, аккуратно подрезав самые шокирующие кадры, ограничившись общедоступными сведениями, грамотно распределив время и т. д. Безуловно, en masse проект сильный, профессиональный и потрясающий во всех отношениях.
Единственное, чего ему не хватает — небольшой степени нонконформизма, пренебрежения к форме, чистоты художественного помысла, столь характерных для фильма Лозницы. Пожалуй, разница двух этих фильмов во многом характеризует разницу даже в менталитетах. Возможно, именно из-за этой внутренней свободы и какого-то художественного чутья наш народ так и остался непобедимым.
В итоге, можно рекомендовать фильм "Апокалипсис: Первая мировая война" как обязательный для тех, кто не знает или не помнит имени императора немецкой империи, вдруг решившего завоевать мир, однако также он будет небезынтересен тем, кто просто хочет полюбопытствовать как выглядит четырехчасовой фильм из одной сплошной кинохроники. Создателям удалось нащупать ритм повествования, «обыкновенной» жизни «театра» военных действий, столь чуждой и непонятной современному, пресыщенному жизнью, индивиду. Ни ложного пафоса, ни манерной интеллектуальности, ни страсти к фальшивым эффектам картина не несет и в помине. А сегодня такие ленты на вес золота.
Первая мировая, превосходила вторую мировую по жестокости. Такое впечатление.